Лого

 

 

Бывшая Нововоротническая слобода и ее окрестности

 

Слово «окрестности» широко употребляется в современном русском языке и подразумевает прилегающую к чему-то местность. Словарь Даля приводит предлог «окрест», означающий «около, вокруг» или «по соседству». Редко сегодня мы задумываемся о глубинном, духовном значении этого понятия. Между тем корень слова – крест – прямо указывает на его этимологию. Заимствованное из старославянского языка, оно обозначает  «местность вокруг креста», освященную воздвигнутым над храмом крестом Господним.

 

Храм Пимена Великого

 

Окрестные, прилегающие к храму Преподобного Пимена Великого и осененные его крестом земли хранят память о почти четырех веках истории и духовной жизни Москвы. Пименовский храм дал название Пименовской улице – первоначально она именовалась Воротнической (Воротниковской 1)),  в 1929 г. переименована в Краснопролетарскую. Исторически эта улица сформировалась как продолжение старой дороги, шедшей от стен Китай-города мимо Высокопетровского монастыря, через Петровские ворота Белого города и Земляной вал (ныне – Садовое кольцо) в Нововоротническую слободу и село Сущево. В окрестностях этого села воротники – служилые люди «пушкарского чина», несшие государеву караульную службу у городских въездных ворот – основали после переселения из Земляного города новую слободу и отстроили новый слободской храм во имя Троицы Живоначальной с приделом в честь Преподобного Пимена Великого. Первый деревянный храм был воздвигнут в 1658 г., в 1691 г. он сгорел и был заново отстроен в камне и освящен в 1702 г. Как и в старом храме воротников, стоявшем неподалеку в Земляном городе,  главный престол был посвящен Троице Живоначальной, а единственный тогда придел – Преподобному Пимену Великому, небесному покровителю слобожан – стражей ворот. Храм был одноапсидный, с небольшой колокольней. Новая колокольня была отстроена в 1770-е гг., а в 1807 г. был освящен второй придел – во имя Владимирской иконы Божией Матери. Церковь стояла на берегу красивого пруда, существовавшего до 1892 г., когда водоем стал мешать расширению храма на запад 2).

Согласно сохранившимся в Центральном государственном архиве древних актов (ЦГАДА) планах 1782 г., в конце XVIII века храм стоял на углу «проезжего переулка в Сущево», а на находившемся за его алтарной апсидой участке, у начала будущей Пименовской улицы, располагались дворы артиллерийского Московского полка и сержанта Филиппа Кузьмина Травина с небольшими домами, хозяйственными постройками и огородами.

 

План храма 1782
План ЦГАДА 1782 г:.
7 – церковь Пимена Великого и при ней погост; 8 – двор артиллерии сержанта Алексея Алексеева;
 9 – двор и часть сада дьячка Михаила Андреева; 10 – двор и сад просвирни Марьи Сергеевой;
11 – двор и сад священника Петра Иванова; 12 – двор и сад дьякона Якова Иванова;
 13 – часть сада московского купца Алексея Иванова;
14 – двор Артиллерийского Московского полка; 15 – двор и сад сержанта Филиппа Кузьмина Травина;

16 – двор той церкви сторожа Василья Васильева 3)

 

 

 

78
Восточные ворота и прилегающая к храму территория
(фото нач. 1990х гг.)

 

Воротники еще в начале XVIII века числились по артиллерийскому ведомству, но после переноса столицы в Петербург воротническая служба была упразднена. В бывшей Нововорот- нической слободе оставались их потомки – прихожане Ново-Пименовского храма, селились новые служилые люди. Некоторые из них по роду занятий стали преемниками воротников, они несли службу за Сущевым и Бутырками на заставах Камер-Коллежского вала, где в 1742 г. по земляной насыпи была проложена таможенная граница города (ныне это улицы Сущевский и Бутырский вал – участки Третьего транспортного кольца). На 16 (позднее – 18) заставах, расположенных на валу вокруг города,  производился досмотр товаров и взимались налоги. Уже в конце XVIII века вал становится фактической границей города, и бывшие слободы оказываются внутригородским приграничьем.

 


79
Сущевский вал, 1900-е гг. Дорога проложена по срытому к концу ХIX в. земляному валу.
Заставы были ликвидированы еще раньше, в 1852 г., память о них осталась
в названиях улиц и площадей.

 

 

Угол Селезневской ул. и Нововоротниковского пер. (фото 60-х гг.)
Угол Селезневской улицы и Нововоротниковского (бывшего Пименовского) переулка (фото 1960-х гг.)

 

Ныне официальный адрес нашего храма – Нововоротниковский переулок, д.3 (раньше, до советских времен, переулок тоже именовался Пименовским).

 

Нововоротниковский переулок
Нововоротниковский (бывший Пименовский) переулок
(фото 2013 г.)

 

Сегодня Нововоротниковский переулок выходит на сильно перестроенное здание бывшего клуба типографии «Красный пролетарий», своими архитектурными формами напоминающее корабль (1930г., архитектор С.С.Пэн). Типография, занимающая большую часть одноименной улицы, принадлежала «Товариществу И.Н.Кушнерева и Ко», корпуса построены в разные годы (в период с 1873 – 1914 гг.) по проекту архитектора Ф.Ф.Воскресенского.

 

81
Краснопролетарская ул.
 (фото конца 1980х гг.)

82
Здание клуба фабрики «Красный пролетарий». Краснопролетарская (бывш. Пименовская) ул.,32.
За ним – комплекс зданий типографии.
(Современное фото)

 

Регулярная застройка Пименовской улицы происходила во второй половине XIX века, на свободных участках появились небольшие доходные дома и личные домовладения, в основном снесенные в 1970-2000е годы под многоквартирные жилые и офисные здания. На выезде на Садовое кольцо с 1930х гг. до недавнего времени находился завод «Тизприбор», его корпуса были выстроены на месте главного дома усадьбы Салтыковых (позднее Голицыных), разделенной в начале позапрошлого века на несколько участков. Усадебный дом находился во владении купца Петра Ильина, организовавшего здесь одно из крупнейших в Москве экипажных призводств, в начале XX века – акционерное общество "Экипажно-автомобильная фабрика П.Ильин". После 1917 г. фабрика стала 4-м государственным автомобильным заводом "Спартак" (Пименовская ул. 2), затем участок был отдан под новое производство – завод точных измерительных приборов.

 

Дом купца П.Ильина на Пименовской ул. (фото нач. 20 в.)
Домовладение купца П. Ильина на Пименовской ул. (фото нач. 20 в.)

 

Сюда же, на Малую Угольную площадь, примыкавшую к Садовому кольцу при выезде с Пименовской улицы, выходила бывшая усадьба Стрешневых–Остерманов в Божедомском переулке (ныне Делегатская улица, 3). Первым владельцем «Стрешнева двора» был Лукьян Степанович Стрешнев, отец царицы Евдокии, супруги государя Михаила Федоровича Романова. Стрешневы, родом из небогатых дворян-однодворцев, получили после замужества дочери (в 1626 г.) высокое положение при дворе и богатые земельные владения. «Стрешнев двор» находился в Сущёве в начале проезда к Убогому дому, получившего позднее название «Божедомки».

В начале XVIII века родовое владение – «двор загородной за петровскими вороты за земляным городом от воротников к убогому дому в приходе Пимена Живоначальныя Троицы» 4) перешло к Василию Стрешневу, тайному советнику и камергеру. При нем усадьба приобрела нынешние очертания. Здесь был выстроен одноэтажный каменный дом, появились новые хозяйственные постройки, оранжерея и большой плодовый сад.

При племяннике камергера, получившим имение по наследству, Иване Андреевиче Остермане, дипломате и государственном деятеле, имение состояло уже в приходе Троицкой церкви Троицкой слободы и представляло собой богатый дворцово-парковый ансамбль.

 

Фасад главного корпуса дома графа Остермана. Проект усадьбы, 1734 г.
Фасад главного корпуса дома графа Остермана. Проект усадьбы, 1734 г.

 

О приемах в московском доме хозяина и век спустя ходили легенды: «Хлебосольно и открытым домом жил в Москве. Приезжающих к нему на обед, особенно по воскресеньям, иногда было до ста и более персон обоего пола. Хлебосольство его покажется почти сказочным – гостей за его столом угощали почти что на убой, сам Остерман смотрел, чтобы гости ели, перемен блюд бывало до сорока и более» 5).  В 1809 г. старого графа посетил здесь император Александр I, которого граф знал с младенчества.

 


Граф Иван Андреевич Остерман (1725-1811),
Граф Иван Андреевич Остерман (1725-1811),
5-й Канцлер Российской империи.

 

Дом и окрестности сильно пострадали во время пожара 1812 г. Последний владелец усадьбы, внучатый племянник графа И.А.Остермана – граф А.И.Остерман-Толстой, генерал от инфантерии, герой Отечественной войны 1812 г. – продал усадьбу в казну в 1834 г. для устройства в ней Московской духовной семинарии.

 

Граф Александр Иванович Остерман-Толстой (1770-1857),
Граф Александр Иванович Остерман-Толстой (1770-1857)
 .

 

В 1844 г., после длившейся несколько лет перестройки под нужды духовного учебного заведения, семинария переехала сюда из Заиконоспасского монастыря на Никольской улице. Тогда же при семинарии был устроен домовый храм, освященный митрополитом Филаретом во имя свт. Николая Чудотворца.

За годы своего существования Московская семинария выпустила более 5 тысяч воспитанников, ежегодно здесь занимались около 700 человек, жили при семинарии 400 человек.Семинария была известна высоким уровнем преподавания, помимо духовных предметов здесь читали курсы по естествознанию, сельскому хозяйству, и другим практическим наукам. Среди ее выпускников – известные иерархи церкви, священники и диаконы, богословы, историки, учителя, врачи, государственные служащие. В 1904 году семинарию окончил священномученик Владимир Соколов (†1940), с 1907 по 1936 г. служивший в нашем храме. Последний семинарский выпуск состоялся в 1916 г.6) 

В помещении семинарии жили съехавшиеся со всей России участники длившегося больше года (1917-1918 гг.) Поместного Собора Православной Российской Церкви, восстановившего патриаршество и избравшего на Патриарший престол митрополита Тихона (Белавина).

 

Московская духовная семинария.
Московская духовная семинария.
Фото 1889 г. с видом на Малую Угольную (Дровяную) площадь,
ныне слившуюся с Садовым кольцом.

 

С 1920-х гг. в здании семинарии устроили общежитие для делегатов съездов Советов (отсюда переименование улицы Божедомки – в Делегатскую). После войны здесь находились правительственные учреждения. С 1981 г. в зданиях усадьбы размещается Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. О располагавшейся здесь семинарии напоминает название Семинарского тупика, примыкающего к ограде бывшей усадьбы, а сад превращен в небольшой городской парк.

 

Здание Всероссийского музея декоративно-прикладного
Здание Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства (фото 2013 г.)

 

Соседние Волконские переулки хранят память о находившихся здесь обширных  владениях князей Волконских. На земле этих владений на углу 1-го Волконского и Божедомского переулков в 1825 г. была обустроена богадельня Московского ремесленного общества, к началу XX века здесь проживало около тысячи человек, мужчин и женщин. При богадельне был сиротский приют и ремесленное училище на 150 детей. Домовый храм Рождества Пресвятой Богородицы был освящен в 1847 г., здание сохранилось, но сильно перестроено (ул. Делегатская, 20/1).

 

 


План города Москвы середины XIX века (фрагмент). Составлен по плану Рудольфа 1860 г.
На плане участка между Камер-Коллежским валом и Садовым кольцом – территории Сущева
и окрестностей – видны Лазаревское кладбище, каскад прудов в течении реки Неглинки,
сады "Эльдорадо" и "Эрмитаж" (на месте усадьбы Пушкиных).

 

 

На  прилегающих землях, которые занимают сегодня Самотечные переулки, в 1820-х гг. был устроен сад «Эрмитаж». Тогда его называли «Корсаковым садом» по имени владельца, бывшего фаворита императрицы Екатерины II  И.Н.Римского–Корсакова, открывшего территорию для гуляний публики. Расцвет сада пришелся на  1880-е гг., когда он был взят в аренду  актером и режиссером М.В.Лентовским, учеником М.С.Щепкина, под театральную антрепризу. К проходившей в Москве в 1882 г. Всероссийской художественно-промышленной выставке в саду возвели "Фантастический театр" в виде руины на открытом воздухе. Играли здесь в основном феерии – театрализованные представления с новыми для того времени техническими эффектами. Антон Павлович Чехов оставил записки о посещении театра, отметив, что, «увидев его на картинке, вы не поверите, что он «сделан». Вы скажете, что это настоящие руины…»7)

 

Сад «Эрмитаж»
Сад «Эрмитаж» (фото  кон. 19 в.)
Театр "Антей" в саду "Эрмитаж"
Театр "Антей" в саду "Эрмитаж" на Божедомке
(арх. Ф.О. Шехтель, 1886 г.)

 

Это был один из первых реализованных проектов Ф.О.Шехтеля, архитектор принимал участие и в переоборудовании сада, спустя четыре года перестроил «руину» под крытый театр «Антей» в «помпейском» стиле. Организаторы антрепризы стремились не только развлекать, но и просвещать посетителей, знакомить их с новейшими достижениями техники и удивлять новациями в театральном деле.

 


Ф. Шехтель. Театр "Антей". Эскиз.
Ф.О. Шехтель. Театр "Антей". Эскиз.

 

Ф.О. Шехтель. Эскиз декорации для феерии "Путешествие на луну".1884 г.
Ф.О. Шехтель. Эскиз декорации для феерии "Путешествие на луну".1884 г.

 

 

По свидетельству В.А.Гиляровского, тогда «Эрмитаж» сверкал «огнями электричества и ослепительных фейерверков», гремел «оркестрами из знаменитых музыкантов».  В начале 1890-х гг. антреприза разорилась, сад был передан под застройку, находившиеся на его территории пруды засыпаны. Новый «Эрмитаж» был открыт неподалеку на ул. Петровка, на внутренней стороне Садового кольца.

За владениями Остерманов-Толстых когда-то располагалась и другая обширная (около 6 га) усадьба с оранжереями и садами. Они спускались к Неглинке, которая своим руслом образовывала примерную границу участка с северо-восточной стороны. Другим своим краем (с юго-востока) владение выходило к «проезжему переулку (т.е. Старой Божедомке - прим автора), следующему на Убогий дом и в Мещанские слободы»8) . Эта усадьба с 1730-х гг. числилась за капралом артиллерии Львом Александровичем Пушкиным (1723–1790), дедом А.С.Пушкина. В самом конце XVIII века вдова тогда уже артиллерии подполковника Л.А.Пушкина, бабушка поэта Ольга Васильевна (урожденная Чичерина, 1737–1802) продала усадьбу сенатору Василию Ивановичу Нелидову и переехала в меньшую, в Огородной слободе  (М.Харитоньевский пер., ныне ул. Грибоедова).

За короткое время земли Пушкиных сменили нескольких владельцев. От В.И.Нелидова усадьба перешла к военному генерал-губернатору Москвы Александру Петровичу Тормасову, герою Отечественной войны 1812 г., много потрудившемуся над восстановлением города после пожара. После его смерти в 1819 г. последним владельцем этих земель и стал И.Н.Римский-Корсаков, открывший здесь общедоступный сад, будущий «Эрмитаж».

Ольга Васильевна Пушкина приходилась своему внуку–будущему поэту и крестной матерью, о чем свидетельствует запись от 8 июня 1799 г. в книге церкви Богоявления в Елохове, в приходе которой в те годы жила семья отца поэта Сергея Львовича Пушкина. В программе неосуществленных автобиографических записок  Пушкин упоминает о связанных с семьей деда  Льва Александровича глухих семейных преданиях, впрочем, с указанием: «Все это знаю я довольно темно»9).  В одном из писем 1831 г. поэт особо подчеркивает: «Я чрезвычайно дорожу именем моих предков, этим единственным наследством, доставшимся мне от них»10).

 

Метрическая книга
Метрическая книга собора Богоявления в Елохове.
Запись о рождении и крещении Александра Пушкина:
«Мая 27. Во дворе колежскаго регистратора Ивана Васильева Скворцова у жильца его моэора Сергия Львовича Пушкина родился сын Александр. Крещен июня 8 дня. Восприемник граф Артемий Иванович Воронцов, кума мать означеннаго Пушкина вдова графиня Ольга Васильевна Пушкина»
 

Герб Пушкиных

Герб рода Пушкиных

 

 

А.С. Пушкин-ребенок. Худ. Ксавье де Местр,
А.С. Пушкин-ребенок.
Худ. Ксавье де Местр, 1801-1802 гг.
Единственный прижизненный миниатюрный портрет поэта в раннем детстве,
хранится в музее А.С.Пушкина
на Пречистенке.

 

Похоронена О.В.Пушкина на кладбище Донского монастыря, захоронение сохранилось. Почти век спустя её правнук, Александр Александрович Пушкин, как уже отмечалось выше, стал попечителем появившихся в ХIХ веке недалеко от нашего храма женских образовательных учреждений. Пушкины оставили глубокий (хотя и нечасто вспоминаемый сегодня) след в жизни нашего района Москвы.

 

Троицкое подворье

 

Усадьба Пушкиных на Неглинке находилась в приходе возвышающегося над нынешней округой храма Троицы Живоначальной в Троицкой слободе. Храм стоял тогда на берегу пруда, и к нему добирались по плотине, перекрывшей запруженную Неглинку. В приходских исповедальных книгах 1790-х гг. в разделе «Военные и их домашние» значатся имена домочадцев и Пушкиных, и Остерманов 10). Основную часть прихода Троицкого храма составляли тогда военные нижние чины и небогатые горожане, ремесленники и «фабришные люди».

 

Вид церкви Троицкой, что в Троицкой слободе,
Вид церкви Троицкой, что в Троицкой слободе,
на берегу Самотечного пруда, образовавшегося при запруживании р. Неглинки.
(Литография. 1820-е гг.)

 

Земли на высоком холме в районе нынешних Лаврских и Троицких переулков были переданы Троице-Сергиевой Лавре по указу царя Василия Шуйского в 1609 г. в память о героическом стоянии ее насельников за Веру и Отечество в годы польско-литовской интервенции. Но строительство на подворье развернулось позднее, когда сама Лавра смогла оправиться от ран и восстановиться  после осады. Деревянная церковь известна с 1630х гг., каменный храм воздвигнут в 1696-1708 гг.; тогда он был единственным храмом Подворья.

В 1760-е гг. митрополит Платон (Левшин), наставник наследника престола Павла I, обустраивает здесь Троицкое архиерейское подворье с домовым храмом во имя св. апостолов Петра и Павла (освящен в 1767 г.; после «московского разорения» 1812 г. переосвящен во имя  преподобного Сергия Радонежского). После утраты кремлевского митрополичьего дома (он был передан в дворцовое ведомство в 1817 г.) Троицкое подворье стало постоянным местом пребывания московских митрополитов.

 

Митрополичьи палаты. Подворье Троице-Сергиевой Лавры (1903 г).
Митрополичьи палаты. Подворье Троице-Сергиевой Лавры (1903 г).

 

Троицкий храм стал приходской церковью Троицкой Лаврской слободы. В приходе были устроены две богадельни; одна, женская, содержалась на средства жены московского купца Т.И.Суровщиковой (в 1760-е гг.). Вторую, при подворье, открыл в 1804 г. по благословлению митрополита Платона старый граф Остерман:  в последние годы жизни граф вел переписку с митрополитом Платоном и считал его своим учителем. Обе богадельни выгорели в пожаре 1812 г. Очень сильно пострадало тогда и подворье, церковь была разграблена наполеоновскими солдатами, хотя богослужение в приделе преподобного Сергия не прекращалось и «при французах». Остермановская богадельня была восстановлена на средства последнего владельца близлежащей усадьбы и поддерживалась его наследниками; здание дошло до наших дней. В 1825 г. поблизости появилась третья богадельня – она была обустроена в доме, принадлежавшем Московскому цеховому обществу.

На Подворье во время своего архипастырского служения – с 1821 г. по 1867 г. –  жил свт. Филарет (Дроздов). Его покои – несколько небольших комнат – находились на втором этаже архиерейских палат. По воспоминаниям посетителей, «простота и убожество его жилищ удивляли своим несоответствием с высотою его положения…Трапеза его всегда скудная и убогая, всегда без вина», хотя для гостей по распоряжению святителя подавалось богатое угощение.

Широко известно свидетельство поэта Федора Ивановича Тютчева о святителе Филарете: «Маленький, хрупкий, сведённый к простейшему выражению своего физического существа, но с глазами, полными жизни и ума, он непобедимой высшей силой господствовал над всем, что происходило вокруг него» 11).

Современников поражала беспримерная работоспособность святителя. «Ежедневные и ежечасные труды прерывались лишь для богослужений. Их митрополит Филарет никогда не пропускал. Если был здоров, служил сам, когда болел, молился в алтаре при служении заменявшего его в таких случаях подворского эконома» 12).

 

Святитель Филарет в келлии Гефсиманского скита.
Святитель Филарет в келлии Гефсиманского скита
(вторая четверть XIX в.)

 

Здесь, на Троицком подворье, он мирно отошел ко Господу 19 ноября 1867 г., совершив еще утром этого дня божественную литургию в домовой церкви.

В 1870-е годы Троицкое подворье было резиденцией святителя Иннокентия (Вениаминова-Попова, 1797–1879), митрополита Московского и Коломенского, неутомимого миссионера, просветителя Аляски и Восточной Сибири, «апостола Америки».

 

97
Митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов-Попов, † 1879).
Память 31 марта/13 апреля и 23 сентября/6 октября;
6/19 июля в Соборе Радонежских святых,
в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Санкт-Петербургских святых
и 10/23 июня в Соборе Сибирских святых.

 

 

Церковь Живоначальной Троицы, что в Троицкой слободе у Лаврского подворья
Церковь Живоначальной Троицы, что в Троицкой слободе у Лаврского подворья
(Альбом Н.А. Найденова, 1882 г.)

 

 

Подворье стало домом и свт. Тихона (Белавина) – он поселился здесь, будучи избранным летом 1917 г. митрополитом Московским и Коломенским, и здесь же он получил известие об избрании на Патриарший престол.

 

«Избрание жребием назначено было на 5 ноября в храме Христа Спасителя. Тянуть жребий предстояло затворнику Зосимовой пустыни схииеромонаху Алексию. В этот день храм был переполнен народом. Божественную литургию совершали митрополиты Владимир и Вениамин в сослужении сонма архиереев и пресвитеров. Неслужащие епископы в мантиях стояли на ступенях солеи. Пел хор синодальных певчих в полном составе. После чтения часов митрополит Владимир вошел в алтарь и встал перед уготованным столиком. Секретарь Собора Василий Шеин поднес ему три жребия, которые архипастырь, начертав на них имена кандидатов, вложил в ковчежец. Потом вынес ковчежец на солею и поставил его на тетрапод, слева от царских врат. Диакон вознес моление о кандидатах в Патриархи. При чтении Апостола из Успенского собора в сопровождении митрополита Платона была внесена Владимирская икона Божией Матери. По окончании литургии и молебного пения митрополит Владимир вынес ковчежец на амвон, благословил им народ и снял с него печати. Из алтаря вышел старец в черной схимнической мантии. Митрополит Владимир благословил старца. Схииеромонах Алексий, кладя земные поклоны, трижды совершил крестное знамение. Затаив дыхание, все ждали изъявления воли Господней о первосвятителе русского народа. Помолившись, старец вынул из ковчежца жребий и передал его митрополиту Владимиру. Архипастырь вскрыл жребий и внятно прочитал: "Тихон, митрополит Московский. Аксиос!" "Аксиос!" — повторили за ним народ и духовенство. Хор вместе с народом запел торжественный гимн "Тебе Бога хвалим". По отпусте протодиакон Успенского собора Константин Розов, знаменитый на всю Россию своим могучим басом, возгласил многолетие "Господину нашему высокопреосвященнейшему митрополиту Московскому и Коломенскому Тихону, избранному в Патриархи богоспасаемого града Москвы и всея России". Православный народ, торжествуя радость обретения первосвятителя, воспел своему и Божиему избраннику "Многая лета".

В этот же день митрополит Тихон совершил литургию в Крестовой церкви Троицкого подворья на Сухаревке. Вместе с ним в подворье в ожидании изъявления Божией воли пребывал и архиепископ Арсений, а владыка Антоний находился на подворье Валаамского монастыря. Для объявления нареченному в Патриархи о его избрании в Троицкое подворье направляется посольство во главе с митрополитами Владимиром, Вениамином и Платоном. По прибытии посольства святитель Тихон совершил краткое молебное пение, затем митрополит Владимир взошел на амвон и произнес: "Преосвященнейший митрополит Тихон, священный и великий Собор призывает твою святыню на патриаршество богоспасаемого града Москвы и всея России". На что митрополит Тихон ответил: "Понеже священный и великий Собор судил мене, недостойному, быти в такове служении, благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю".».


(Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 1994 [репринт с изд.: М., 1918]. Т. 3. С. 110.)


 
Патриарший жребий с именем митрополита Тихона.

 

 

 




 

В алтаре Ново-Пименовского храма, в мощевике хранится частица святых мощей преподобного Алексия (Соловьева, 1846-1926), старца-затворника Зосимовой Пустыни, одного из самых славных и почитаемых старцев ХХ века.
Среди многочисленных духовных детей старца Алексия были архимандрит Серафим (Звездинский, будущий священномученик), преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна, матушка Фамарь, основавшая по благословению старца Серафимо-Знаменский скит под Москвой; за духовным советом к старцу обращались Сергий Булгаков, Павел Флоренский и многие другие деятели Русской Православной Церкви. Духовный авторитет старца был столь высок, что при выборе Патриарха именно ему было доверено вынимать Патриарший жребий.

 

Ковчег с частицами мощей прп. Алексия Зосимовского (пам. 19 сент./2 окт.), Германа Зосимовского (пам. 17/30 янв.), прпмч. Игнатия Лебедева (пам. 30 авг./2 сент.) и других угодников Божиих завещала нашему храму схимонахиня Игнатия (Валентина Ильинична Пузик, 1903-2004), духовная наследница Зосимовских старцев и прихожанка нашего храма в 1989-2004 гг.

 

 

В течение нескольких последующих лет, в трудные и трагические для русского православия годы, Подворье было центром духовной жизни православной России. Патриарх часто совершал богослужения в приходской Троицкой и в домовой Сергиевской (Крестовой) церкви, при ней была маленькая моленная, где он мог молиться, когда не служил сам. По воспоминаниям одного из прихожан, бывшего на Подворье за богослужением весной 1922 г., служба шла «как в небольшом монастыре незабвенного старого обихода….очень хорошо, но и очень грустно. В алтаре всю всенощную стоял сам Патриарх, как простой богомолец. Его можно было видеть, став за левым клиросом, в моменты, когда открывались царские врата. Он стоял направо, в сторонке от престола, в простой рясе». (Цит. по: Вострышев М.И. Патриарх Тихон. М.: 2004. С.221.)

Быт святителя был более чем скромным. Один из многочисленных посетителей, князь Григорий Николаевич Трубецкой, дипломат и общественный деятель, вспоминал: «Летом 1918 года, покидая Москву, в которую мне уже не суждено было вернуться, я пошел к Патриарху проститься. Он жил тогда еще на Троицком подворье. Меня провели в старый, запущенный сад. Патриарх в простом подряснике и скромной скуфейке имел вид простого монаха. Это были короткие минуты его отдыха, и он, видимо, наслаждался солнечным днем и играл с котом Цыганом, который сопровождал его на прогулке». По воспоминаниям, если выпадали свободные минуты, святитель Тихон любил гулять  в небольшом прилегающем садике Подворья, привечал и угощал гостинцами соседских ребятишек. 



Святитель Тихон (Белавин, 1865-1925), Патриарх Московский и всея России
Святитель Тихон (Белавин, 1865-1925), Патриарх Московский и всея России

 

 

Современники отмечали доброту, кроткий и миролюбивый дух святителя Тихона, «взгляд тихий, добрый и в то же время как бы робкий», негромкий голос – облик, в котором «отражались черты русского религиозного идеала: смирение, незлобивость, простота, благостность и добродушный юмор».

 


Святейший Патриарх Тихон
на Троицком подворье. 1918 г.

На Подворье: Святейший Патриарх Тихон
с митрополитом Крутицким Петром (Полянским; † 1937)
и епископом (впоследствии архиепископом)
Феодором (Поздеевским; † 1937),
священномучениками.

 

 

Подворье жило в постоянной тревоге. Уже в начале 1918 г. Совет приходских союзов принял решение об обеспечении ежедневной охраны Патриарха силами прихожан московских храмов. Охрана была невооруженной, но она сопровождала Патриарха и должна была, в случае угрозы его жизни или взятии под стражу, оповестить о действиях властей. В начале 1922 г. началась кампания по изъятию церковных ценностей, многие священнослужители и миряне были арестованы, новая власть творила скорую расправу. Поднялась волна лжи и клеветы на главу Церкви, многие храмы уже тогда оказались в руках обновленцев, и верность Церкви стала нравственным выбором для ее чад, проявлением их решимости стоять до конца за Христа и за Веру.

Постоянных прихожан в эти последние месяцы пребывания здесь Патриарха оставалось немного, и богослужения проходили, по воспоминаниям современников, в присутствии немногочисленных молящихся…В воскресенье 1/14 мая 1922 г. святитель Тихон совершил в храме Преподобного Сергия последнюю (на Подворье) литургию…В ночь с 5/18 на 6/19 мая  он был арестован и перевезен в заточение в Донской монастырь.

Статья князя Г.Н.Трубецкого «Памяти Святейшего Патриарха» открывается словами: «В смутные переходные эпохи истории бывают личности, в которых преломляется смысл совершающихся событий. На их долю выпадает воплотить страдания и чаяния народа, явиться выразителем народной души, живой связью между старым уходящим миром и новым нарождающимся. Таким человеком суждено было стать новопреставленному Святейшему Патриарху Тихону…Патриарх был живым символом духовного единства православной России и неумирающей преемственности Святой Руси…Он был служителем царства не от мира сего»14)

 

 


Чин погребения Патриарха Тихона был совершён 30 марта (12 апреля) 1925 года, в Вербное воскресенье,
в Донском монастыре; участвовали 56 архиереев и до 500 священников, пели хоры Чеснокова и Астафьева.
Святитель был похоронен с внутренней стороны южной стены трапезной Малого Донского собора.
В день погребения Патриарха Тихона состоялось совещание собравшихся на его отпевание архипастырей,
на котором обязанности Патриаршего местоблюстителя возложены были
на митрополита Крутицкого Петра (Полянского).

 

 



Рака с мощами св. Патриарха Тихона.
Рака с мощами св. Патриарха Тихона. Донской монастырь

 

 

Троицкое подворье было захвачено обновленцами уже на следующий день после ареста Патриарха в мае 1922 г.; в конце 1923 г. здесь была открыта обновленческая Богословская академия.  В 1929 г. в архиерейской резиденции был устроен детский сад, здание храма в разное время использовалось под склад и репетиционные помещения для одного из московских симфонических оркестров. Комплекс Лаврского подворья не сохранился в целости: некоторые постройки дошли до наших дней, но другие перестроены или разрушены, на их месте – жилые дома. В 1992 г. храмы подворья были возвращены Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, в церкви Живоначальной Троицы возобновились богослужения. Восстановлены и освящены приделы во имя Владимирской иконы Божией Матери и во имя преподобных Сергия и Никона, Радонежских чудотворцев.

Восстановленная домовая церковь освящена во имя Святителей Московских, первая литургия была совершена здесь 23 июня 2011 г. Иконостас изготовлен палехскими иконописцами, храм украшен сегодня фресками, повествующими о земной жизни небесного покровителя Лавры – преподобного Сергия и прославленных в лике святых пастырей, живших и бывавших здесь, созидавших Подворье своими молитвами и трудами.

 

Рака с мощами св. Патриарха Тихона.
Вид Троицкого Подворья с северо-запада (фото 2013 г.)

 

 

За Троицким подворьем в пограничной Мещанской слободе стоял еще один красивейший московский храм конца XVII века, разрушенный в годы гонений – церковь св. мучеников Адриана и Наталии. Деревянный слободской храм был освящен в честь супругов – святых мучеников, имя Наталия носила супруга царя Алексея Михайловича Наталия Кирилловна Нарышкина, мать Петра I. После пожара в 1686–88 гг. возвели каменную церковь с главным престолом во имя св. первоверховных апостолов Петра и Павла, по тезоименитству молодого царя, и приделом в честь св. мч. Адриана и Наталии. В народе храм был известен по приделу.

Церковь стояла на «святой дороге» в Троице-Сергиеву Лавру, по которой потоком шли богомольцы со всех концов России. В июле 1926 г. здесь отпевали Виктора Михайловича Васнецова. По воспоминаниям Михаила Викторовича, сына художника, в храме был крест его работы. В этом храме любил молиться и не раз служил митрополит Трифон (Туркестанов), последнюю свою литургию он совершил здесь в день именин 1 февраля 1934 г., в конце земного пути, когда уже тяжело болел. Здесь же в июне того же года его отпевали по монашескому чину, как завещал сам владыка.

 


Храм св. мч. Адриана и Наталии в Мещанской слободе
Храм св. мч. Адриана и Наталии в Мещанской слободе
(Альбом Н.А.Найденова, 1882 г.)

 

 

Храм св. мучеников Адриана и Наталии был разрушен в 1936 г., сегодня на его месте – незастроенный сквер на проспекте Мира.

 

 

Храм преподобного Пимена Великого: святыни, люди и судьбы

 

Храм Преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках хранит память о людях, оставивших глубокий след в духовной жизни России. Многие прихожане нашего храма помнят, как настоятель о.Николай Петров (1928-2009), более двадцати лет возглавлявший клир храма, ежегодно служил панихиду в день памяти Федора Михайловича Достоевского (30 октября/11 ноября). Это была светлая, радостная служба «в надежде воскресения в жизнь вечную»…

Храм сохраняет живую память об архитекторе Федоре Осиповиче Шехтеле, выдающемся мастере «русского модерна». По его проекту и под его руководством было полностью обновлено внутреннее убранство нашего храма (1897-1907 гг.), по его эскизам был сооружен и великолепный беломраморный резной иконостас в «византийском» стиле (1907 г.),  представляющий в архитектурном и художественном отношении выдающийся образец русского религиозного искусства.

 


Ф.О. Шехтель
Храм свт. Николая Чудотворца у Соломенной сторожки в Москве

 

Федор Осипович (Франц-Альберт) Шехтель (1859-1926) – архитектор и художник-график, создатель всемирно известных построек в стиле модерн, в «неорусском» и «готическом» стилях.
Происходил из семьи немецких колонистов, перебравшихся в Россию при Екатерине II.
Среди построенных по его проекту в Москве зданий – особняк  З.Г.Морозовой (1893), особняк С.П. Рябушинского (1900-1902), Ярославский вокзал (1902–1904).

 

На протяжении всего творческого пути (до 1917 г.) проектировал не только гражданские, но и церковные здания и их внутреннее убранство, обращаясь к древнерусскому зодчеству, раннехристианским мотивам и византийской традиции.
Одним из лучших своих произведений сам архитектор считал деревянный шатровый храм свт. Николая Чудотворца у Соломенной сторожки в Москве – первый храм-памятник Первой мировой войны (1916, не сохранился, воссоздан).

 

В оформлении храмовых интерьеров Ф.О. Шехтель вдохновлялся живописью Свято-Владимирского Собора в Киеве, выполненной В.М.Васнецовым. В этом ряду особое место принадлежит программе внутреннего убранства Ново-Пименовского храма – храмового интерьера, созданного на основе осмысления принципов национального стиля в религиозном искусстве.

 

В 1915 г. художник перешел из католичества в православие и принял имя Феодор.

 

Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве, надгробие семьи Шехтель сооружено по его проекту.

 

 


Мраморный иконостас храма преподобного Пимена Великого (1907 г.).
Проект, эскиз – Ф.О.Шехтель; резьба – И.А.Орлов

 

 

Храм в юбилейном 2008 г.
Храм в юбилейном 2008 г.

 

 

Резьба иконостаса. Царские врата.
Резьба иконостаса. Царские врата.

 

 

Работа была заказана Шехтелю в 1897 г. по инициативе настоятеля храма протоиерея Василия Михайловича Славского (1842-1911) и ктитора Сергея Семеновича Крашенинникова, когда после перестройки и расширения храма церковный совет принял решение о создании нового храмового интерьера. За образец были взяты росписи киевского Свято-Владимирского собора, который только что был освящен (20 августа 1896 г.). Киевский собор расписывала группа выдающихся художников: В.М.Васнецов, М.В.Нестеров, М.А.Врубель, П.А.Сведомский, В.А.Котарбинский и ряд киевских мастеров; общее руководство работами осуществлял профессор А.В.Прахов. Главная роль в создании храмовой росписи собора принадлежала Виктору Михайловичу Васнецову (1848-1926 гг.), основоположнику особого «русского стиля», утвердившегося в русле течений национального романтизма и модерна в искусстве рубежа веков.

 

Портрет Виктора Михайловича Васнецова. Худ. И.Н.Крамской (1872 г.)
Портрет Виктора Михайловича Васнецова. Худ. И.Н.Крамской (1872 г.)

 

 

Кафедральный Свято-Владимирский собор
Кафедральный Свято-Владимирский собор
в Киеве. Внутреннее убранство.
Собор возведен в честь 900-летия крещения Руси. Освящен 20 авг. 1896 г.
Собор святых прп. Антоний Печерский, прп.Сергий Радонежский
Собор святых: прп. Антоний Печерский, прп.Сергий Радонежский, прп. Феодосий Печерский, свт. Алексий, митр.Московский, свт. Стефан Великопермский,  свт. Петр, митр. Московский.
 Эскиз росписи Свято-Владимирского собора.
Худ. В.М. Васнецов (ГТГ)

 

 

Тема включенности России через Византию в историю Вселенского православия, в «дело спасения нашего», легла в основу разработанной Ф.О. Шехтелем программы обновления внутреннего убранства Ново-Пименовского храма. Она воплотила идею преемственности русского православия от Византии и пребывания русской церкви в лоне Вселенского православия. В программу вошли заимствованные из Киевского собора композиции на евангельские сюжеты и фигуры святых – «человеков Божиих», подвижников Вселенской и Русской Церкви.

 

 

Св. прп. Антоний и Феодосий Печерские
Прпп. Антоний и Феодосий Печерские
Свт. Алексий и Петр, митрополиты Московские
Свтт. Алексий и Петр, митрополиты Московские

 

Св. Прп. Сергий Радонежский,
Прпп. Сергий Радонежский и Савва Звенигородский
Св. прп. Алипий иконописец,
Прп. Алипий иконописец,
прав. Прокопий, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец

Стеновые росписи храма преподобного Пимена Великого (фото 2008-2013 гг.)

 

 

О созданном для Владимирского собора образе Божией Матери писал сын В.М.Васнецова, протоиерей Михаил Васнецов (1884–1972), математик и астроном, бывший офицер Белой армии, ставший в эмиграции в Чехии священником: «Из глубины алтаря Киевского собора св. Владимира Богоматерь несет к молящимся Младенца Христа, Он простирает в этот мир Свои детские ручки, любя и благословляя его, преобразуя в то же время Своими руками Крест, на котором будет распят»15). Над образом Богомладенца художник работал, когда его сыну Мише исполнился год.

Образ Царицы Небесной, получивший название «Васнецовский» (другое название «Запрестольный») и ставший одним из любимейших образов Богородицы для многих храмов и домов России конца XIX–начала XX века, был повторен в композиции интерьера храма преподобного Пимена Великого.

 

 

 

 


 

На рубеже ХХ века киевский ансамбль стал образцом для росписей многих храмов, в том числе и нескольких московских. В храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне в 1890-е гг. работал сам В.М.Васнецов, недавно здесь в алтаре были обнаружены его росписи, спрятанные под более поздними наслоениями. Но в столице только в нашем, Пименовском храме ансамбль стеновой росписи сохранился целиком – таким, каким он был создан более века назад.

«Его создание знаменует собой поворотный момент в развитии русского церковного зодчества. От спроектированного Шехтелем интерьера церкви Пимена Великого в Москве начинается история неорусского стиля в отечественной храмовой архитектуре, стенописи и иконописи. Он представляет собой один из великолепных образцов синтеза искусств … С  работы [Шехтеля] в церкви Пимена в Москве началось победное шествие росписей киевского собора по бескрайним российским просторам в качестве безусловного образца» – так оценивает место ансамбля Пименовского храма в религиозном искусстве известный исследователь русской культуры этого периода, искусствовед Е.И.Кириченко, автор нескольких монографий о Федоре Осиповиче Шехтеле.16)

Выдающийся архитектор стал продолжателем поисков замечательного русского живописца. Шехтель не учился непосредственно у Васнецова, но считал его своим учителем. 

 

15

 

Сам Виктор Михайлович Васнецов жил недалеко от Пименовского храма, в приходе Троицкой церкви Лаврского подворья. Деревянный дом-терем с мастерской был построен по его собственному проекту для большой семьи (у четы Васнецовых было пятеро детей) на средства, полученные за многолетний труд в Свято-Владимирском соборе (1894, пер. Васнецова, 13; в 1953 г. здесь открыт дом-музей художника).

 

Портрет В.М. Васнецова.
Портрет В.М. Васнецова.
Худ. Н.Д. Кузнецов, 1891
Дом-музей В.М. Васнецова в бывшей Троицкой слободе
Дом-музей В.М. Васнецова в бывшей Троицкой слободе

 

 

На день памяти преподобного Пимена Великого 27 августа (9 сентября н.ст.) в нашем храме не раз служил Патриарх Тихон – в 1918–1919, 1921, 1923–1924 гг.  Патриаршие, архиерейские и праздничные богослужения совершались в эти годы «при громадном стечении молящихся»17). В эти же годы началось массовое закрытие храмов, многие попали в руки обновленцев. Старший брат нашего храма, «Пимен Старый», был закрыт в начале 1920-х и разрушен в 1931-32 гг. В церковь гонимую приходили новые прихожане, богослужения совершались, по воспоминаниям современников, с большим духовным подъемом. Стремление в годы гонений поддержать православную церковь и нести светильник веры объединяло людей вокруг храмов и священников, остававшихся ее верными чадами.

В условиях общих церковных нестроений и усиливающихся репрессий против священно- служителей «Пимен Новый» оставался твердым оплотом православия, «собирая» святыни и верующих из закрывающихся и захваченных обновленцами окрестных церквей. Сюда, как уже отмечалось выше, в разные годы были принесены иконы из храмов Казанской иконы Божией Матери и Тихвинской иконы Божией матери в Сущеве, из церкви свт. Василия Кесарийского и храма св. мч. Иоанна Воина на Убогих домах. Здесь же после закрытия Страстного монастыря (он был упразднен в 1928 г.) некоторое время находилась его святыня – Животворящий Крест. В середине 1930-х гг., когда начался захват  Пименовского храма обновленцами, крест был передан в Знаменскую церковь в Переяславской слободе, где и поныне находится в Предтеченском приделе.

 

 

Животворящий Крест – святыня Страстного монастыря.
Животворящий Крест – святыня Страстного монастыря.
Фото нач. 20 в.

 

 

В начале 1930х гг. в храме преподобного Пимена Великого совершал богослужения митрополит Трифон (князь Туркестанов), пламенный проповедник, глубоко почитаемый в народе служитель церкви, автор акафиста «Слава Богу за всё». Владыка написал его на современном русском языке; это глубоко личное обращение к Создателю, близкое по строю «Исповеди» блаженного Августина: «Разбитое в прах нельзя восстановить, но Ты восстанавливаешь тех, у кого истлела совесть, но Ты возвращаешь прежнюю красоту душам, безнадежно потерявшим ее. С Тобою нет непоправимого. Ты весь любовь. Ты - Творец и Всесоздатель. Тебя хвалим песнью: Аллилуиа!»
Владыка Трифон служил в Пименовском храме в Крещенский Сочельник и в сам день Богоявления, совершая Великое освящение воды. Великим постом он читал здесь Великий покаянный Канон прп. Андрея Критского. Эти богослужения собирали множество верующих со всех концов Москвы. Владыку Трифона называли «кухаркиным» архиереем, т.к. он очень любил служить ранние литургии, а в 1900-е гг. он даже служил ночные литургии для тех, кто не мог оторваться от своих занятий днем. И он был духовным отцом известнейших представителей московской интеллигенции…

 

Митрополит Трифон

20

На фотографии владыка Трифон запечатлен на фоне дома на Ново- сущевской улице, в котором он жил в 1931-1934 гг. Владелец дома, инженер Дмитрий Петрович Понсов, приютил владыку, когда тот, гонимый властями, был лишен жилья и оказался на улице.
Семья Понсовых была духовными чадами владыки Трифона, они часто ходили молиться в ближайший храм прп. Пимена Великого, иногда посещали храм Воскресения Словущего.
Фотография была подарена супруге Д.П. Понсова, Лидии Митрофановне. На обороте – дарственная надпись:

«Моей дорогой духовной дочери и благодетельнице Лидии Митрофановне на память об искренне и навсегда благодарном и горячо молящемся за Нее и за всех Ей дорогих, убогом болящем старце. - М. Трифон, 1933 г. 23 марта/5 апреля.»

Деревянный дом семьи Понсовых на Новосущевской улице
Деревянный дом семьи Понсовых на Новосущевской улице (снесен в 1971 г.)

 

 

Владыка Трифон позировал сам и благословил позировать для картины П.Д.Корина «Реквием (Русь уходящая)» нескольких иноков и священнослужителей. Благодаря этому благословению, как вспоминал сам художник, появилась галерея образов светильников православия России ХХ века и ее пастырей. Сам владыка Трифон написан Кориным в пасхальном облачении, подаренном ему преподобномученицей  Великой княгиней Елисаветой Феодоровной.

 

 

Реквием (Русь уходящая). Незавершенная картина Павла Корина
П.Д.Корин. Реквием (Русь уходящая). Эскиз незавершенной работы (1935-1959)

 

 

В галерее образов «Реквиема» изображен также монах Пимен, будущий Патриарх Московский и Всея Руси Пимен (Извеков, 1910-1990). В 1920-30е гг. монах Пимен (до мантийного пострига в 1927г. инок Платон) нес в нашем храме послушание регента. «Тогда монах Пимен объединил вокруг себя всю молодежь храма… Руководитель относился к ним бережно, с любовью, терпением и вниманием, то есть так, как это подобает истинному монаху и будущему Архипастырю»18).
Уже будучи в архиерейском сане, владыка Пимен почти ежегодно молитвенно отмечал День своего тезоименитства в нашем храме. После интронизации (3 июня 1971 г.) Святейший ежегодно (до 1983г.) совершал торжественное богослужение в нашем храме в День своего Ангела. Эти Патриаршие богослужения были для православных москвичей ежегодным осенним радостным церковным праздником, собиравшим под своды нашего храма тысячи верующих.

 

 

Торжественное богослужение в День Ангела Святейшего Патриарха Пимена
Торжественное богослужение в День Ангела Святейшего Патриарха Пимена
 9 сентября 1980 г.

 

Трагическую и светлую страницу в историю Ново-Пименовского храма вписали служившие здесь новомученики и исповедники ХХ века, прославленные сегодня в лике святых. Священномученики протоиерей Владимир Соколов (память 27 августа/9 сентября и в Соборе новомучеников и исповедников российских) и пресвитер Иоанн Плеханов (память 12/25 марта, в Соборе новомучеников и исповедников российских и в Соборе Бутовских новомучеников) были клириками храма до конца 1936 г. В храме Казанской иконы Божией матери в Сущеве и, после его  закрытия – в Пименовском храме в 1930-1934 гг. нес диаконское служение священномученик о. Алексий Протопопов (память 21 апреля/4 мая; изображение иконы смч. Алексия см. в первой части статьи).

Жизнь и служение о. Владимира Соколова (1883-1940) неразрывно связаны с храмом преподобного Пимена Великого. Здесь с 1907 г. он нес послушание чтеца и псаломщика, а в 1924 г. приходский совет  выдвинул его на должность клирика. О.Владимир был рукоположен в священный сан и около 12 лет служил в храме, у него было очень много духовных детей. Он был арестован в 1937 г. по обвинению в организации выступлений прихожан против захвата храма обновленцами, осужден и отправлен в лагерь. Умер в Воркутинском лагере 9 сентября 1940 г., в день памяти Преподобного Пимена Великого.

О. Иоанн Плеханов (1879-1938) нес послушание повара св. Патриарха Тихона, рукоположен им во диакона в 1920 г., не раз ввиду близости святителю подвергался арестам и допросам. Уже после кончины Патриарха был рукоположен во иерея, служил в храме Преподобного Пимена Великого, а после 1936 г.– на родине под Ярославлем. Среди его многочисленных духовных чад была Татьяна Викторовна Васнецова, дочь художника В.М.Васнецова. Отец Иоанн был арестован во время одного из приездов в Москву, расстрелян на Бутовском полигоне 12/25 марта 1938 г.

Икона священномучеников Владимира и Иоанна написана в год 350-летия нашего храма (2008) и помещена в Пименовском приделе, у правой солеи, рядом с иконой преподобного Пимена Великого.

 

22
Святии священномученицы Христови, Владимире и Иоанне, молите Бога о нас
и о храме нашем.

 

 

 

* * *

 

На сущёвских землях в течение столетий складывалась духовная среда, в которой расцвели дела просвещения, образования и благотворительности. Культурный ландшафт этих мест по-прежнему, несмотря на порушения и утраты, формируют храмы сущевских слобод, университеты и величественные корпуса бывших «больниц для бедных». Отголоски памяти прошлых поколений – в художественных и мемуарных источниках, которые оставили жившие и бывавшие здесь русские литераторы и художники, просветители, деятели науки и культуры.

Город – живой организм, и район бывших сущёвских слобод – не исключение: несмотря на трудности строительства на обводненных грунтах и крутых склонах, постепенно уплотняется жилая застройка, появляются новые общественные сооружения, отвечающие новым потребностям горожан. В числе последних – открытая летом 2010 г. на Суворовской площади станция метро «Достоевская» с подземным вестибюлем глубокого залегания.

Но в городскую застройку агрессивно вторгаются и бездумные, чуждые ей «новоделы». Исчезает неповторимый культурный ландшафт, разрывается преемственность исторической памяти. Разрушение храмов и искоренение традиций христианского милосердия, делания во имя Божие и любви к ближнему размывает духовные основания человеческого бытия, оставляет зияющие пустоты в нравственном облике общества. Уходит ощущение подлинности культурно-исторической среды, той духовной наполненности, которой было богато наше Сущёво.  

Сохранять и преумножать традиции, писать новый "сущёвский текст"– задача будущих поколений и залог их собственного будущего. Такие ростки пробиваются сегодня в деятельности  "молодых" и "старых" приходов, в усилиях по восстановлению храмов и "памяти места", в помощи больным и одиноким, в делах образования и духовного просвещения. Но сколько еще нужно и предстоит сделать...

Время не изгладило памяти о поколениях москвичей – обитателей Сущева. Ее хранят намоленные храмы – никогда не закрывавшиеся и те, что восстановлены и продолжают восстанавливаться в последние десятилетия.  Ее хранят учебные заведения, больничные корпуса, музеи и памятники, которыми богат этот старый район Москвы. Благодарную память сохраняют и наши современники – прихожане храмов, поминающие в соборной молитве «благотворителей, благоукрасителей, жертвователей, строителей» и «всех зде лежащих и повсюду православных христиан». Господь знает имена их и дела их…

 

23


Сущево. Великая Суббота, 2010 г.
Сущево. Великая Суббота,  2010 г.

 

 


 

  1. Параллельно Воротнической (Пименовской) улице пролегал и одноименный переулок, он значится на планах середины XIX в., в ряде источников называется Задне-Воротническим – в соответствии с расположением относительно улицы (переулок переименован в  1-й Щемиловский).
  2. Подробнее о древней истории Ново-Пименовского храма см. страницу сайта «О ХРАМЕ»
  3. Протодиакон Сергий Голубцов. Храм Преподобного Пимена Великого в Москве. М.: 1997. С. 17.
  4. Цит. по: Двораковский В.Б. Дом графа Остермана (Из истории здания Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства) // Памятники культуры. Новые открытия. 1997. М.: Наука, 1998. С. 549.
  5. Пыляев М.И. Старое житье. Замечательные чудаки и оригиналы. М.: 2009 (1898). Доступ: http://www.litmir.net/br/?b=89033&p=66
  6. Об истории МДС см.: Кедров Н.И. Московская духовная семинария. 1814 – 1889. Краткий исторический очерк. М.: Типо-литогр. Т-ва И.Н.Кушнерев и Ко, 1889. Книга была напечатана в находившейся по соседству типографии, а автор был выпускником семинарии. Список выпускников см.: Выпускники Московской духовной семинарии 1816–1889, 1895–1905, 1907–1916 гг. Доступ: http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/moskvasem.html
  7. Чехов А.П.Фантастический театр Лентовского /// Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Т. 16: Сочинения. 1881—1902. — М.: Наука, 1979. — С. 22—23.
  8. Романюк С.К. К биографии родных А.С.Пушкина // Русская литература и фольклор. Фундаментальная электронная библиотека. Доступ: http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/v89/v89-0052.htm
  9. Пушкин А.С. Программа записок. Родословная Пушкиных и Ганнибалов // Полн. собр соч. М.: 1936. т. 5. С. 494.
  10. Пушкин - А.Х. Бенкендорфу,  24 ноября 1831 г. // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. — Л.: 1977—1979. С.79 - 80.
  11. См.:  История Троицкого подворья. Доступ: http://krotov.info/library/19_t/ro/izkoe.html#glavaV
  12. Цит. по: Прот. Максим Козлов. Жизнеописание святителя Филарета Московского. Доступ:  http://www.sedmitza.ru/text/412445.html
  13. См.: История Троицкого подворья. Доступ: http://krotov.info/library/19_t/ro/izkoe.html#glavaV
  14. Трубецкой Г.Н., кн. Памяти Святейшего Патриарха Тихона. Журнал «Путь», орган русской религиозной мысли. Париж, 1925. Доступ: http://www.odinblago.ru/path/1/7/
  15. М.В.Васнецов. Русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Прага, 1948. Цит. по: Даувальдер В.Ф. Михаил Викторович Васнецов // Наше наследие, 1991, № 4 (22), с. 19 – 26.
  16. Кириченко Е.И. Малоизвестный шедевр Ф.О.Шехтеля – интерьер церкви Пимена Великого в Нововоротниковском переулке в Москве // Ф.О.Шехтель. Жизнь. Образы. Идеи. – М.: Прогресс-Традиция, 2011. С. 217
  17. Церковно-приходская жизнь Москвы в начале 1920-х годов по донесениям московских благочинных  Архиепископу Крутицкому Никандру (Феноменову). 1922 г. См. Приложение 2 .
  18. О хоре Ново-Пименовского храма и его руководителе рассказывается в воспоминаниях Т.С.Шмагиной. См. Приложение 1

 

Предыдущая страница

Библиография

 

 

 

 

 


Дизайн и разработка ©  2012 - SNG-STM

 

HitMeter.ru - счетчик посетителей сайта, бесплатная статистика