Лого
 
   

Житие
преподобного и Богоносного отца нашего Пимена Великого

(по святителю Димитрию Ростовскому)

Пименовский приделПреподобный Пимен жил в Египте в IV–V веках(Преподобный Пимен родился около 340 года). Ещё в детстве, беседуя с величайшими подвижниками и проникаясь их учением, он проявлял особое расположение к монашеству. Нитрийский пустынножитель Паисий Великий сказал о нем: «Это дитя спасет души многих, и многие при посредстве его сподобятся райских обителей: с ним рука Божия».

Авва Пимен с двумя младшими братьями приняли монашество в пустыне Скит в одном из общежительных монастырей египетских(Иночество Пимен принял около 356 года). Спустя несколько лет после этого, мать сих братьев, по чувству естественной любви матери к детям, отправилась к ним, желая видеть их; однако не могла их видеть и потому встала около храма, в ожидании их прихода в храм на молитву.
Когда они направились к храму, мать подошла к ним, но они побежали от нея назад и, войдя в келлию, закрыли от нея двери; подойдя к дверям, она начала стучать и призывать сыновей своих, стоя вне келлии и плача со умилением. Но иноки не только не открывали дверей келлии, но даже ничего не отвечали. Между тем в то время, когда та женщина плакала долгое время, стоя у дверей келлии, авва Анувий, услышав обо всем, вошел иными дверями к инокам и сказал Пимену:
-«Что же мы сделаем с этою старицею? Вот она уже долгое время горько плачет, не отходя отсюда».
   Тогда Пимен, встав, подошел к дверям и спросил:
-«О чем ты плачешь, старица?»
   Она же, услышав его голос, но не видя его самого, так как двери были затворены, сказала:
-«Я хочу видеть вас, дети мои! Не моими-ли сосцами я питала вас? И вот ныне я нахожусь уже в преклонных летах; я весьма страдаю сердцем, слыша голос детей своих, но не видя их. Я весьма хочу видеть вас, дети мои, прежде, нежели умру».
   Пимен сказал:
-«Где желаешь ты видеть нас: здесь, или в той, будущей жизни?»
   Она отвечала:
-«Увижу ли я вас там, чада мои, если не буду видеть здесь?»
   Пимен отвечал:
-«Если ты благодушно потерпишь и не увидишь нас здесь, то мы надеемся, что, по человеколюбию Божию, ты непременно увидишь нас там».
   Внимая тому, что было сказано, она ответила:
-«Действительно, я предпочитаю  видеть вас там, нежели здесь».
   Потом отошла с великою надеждою, весьма радуясь, ибо желала видеть детей своих лучше в будущей жизни, нежели в жизни временной.
   Блаженный Пимен, проводя дни и годы в трудах постнических и непрестанно пребывая в молитвах, преуспевал в добродетелях иноческих и, при помощи Божией, мужественно ополчился на невидимого супостата; он умерщвлял свою плоть, воевавшую на дух, истощал её, как некоего пленника, великими трудами и покорял её на служение духу; таким образом, он восшел на вершину безстрастия и стал славнейшим из всех пустынных отцев, как наиболее совершенный  в добродетелях.
   Спустя некоторое время правитель страны той пожелал видеть преподобного отца нашего Пимена и послал к нему вестника с просьбою дозволить ему прийти к преподобному. Старец же весьма опечалился, размышляя в себе так:
-«Если вельможи будут приходить ко мне, дабы оказать мне честь, то и из народа многие будут приходить ко мне и беспокоить меня; они помешают моему безмолвию, и я лишусь благодати смирения, которую я при помощи Божией стяжал с юности великими трудами; тогда я легко могу впасть в гордость».
   Разсудив в себе так, преподобный отказался видеть князя и просил его через того же вестника не приходить к нему, так как, сказал преподобный, он не увидит его; напротив, отгонит его с места того.
   Услыхав такой ответ, князь весьма опечалился и сказал:
-«Это за грехи мои я не удостоился видеть человека Божия».
   Однако весьма желая видеть как-нибудь святаго старца, придумал такую хитрость: взял, как бы за некоторый проступок, сына сестры старца и заключил его в темницу, надеясь, что старец будет ходайствовать пред ним за своего племянника; таким путем думал он увидать святаго. Посему князь сказал своим слугам:
-«Если придет авва Пимен, то тотчас же выпущу юношу на свободу; а если не придет, то не оставлю без наказания провинившегося: ибо проступок его весьма велик»
   Когда мать юноши (сестра Пимена) услышала об этом, то тотчас же отправилась в пустыню к брату; придя к его отшельнической келлии, она начала стучать в дверь, слезно моля его пойти к князю и походатайствовать за ея сына, дабы он был освобожден. Старец же не только не открыл ей двери, но и ничего не ответил.
   Однако сестра долгое время продолжала со слезами упрашивать старца, стуча в дверь; но так как она не получила ответа, то начала с укоризнами и гневом говорить старцу:
-«Немилосердый, безчувственный, жестокий, безбожный и зверонравный! Неужели тебя не трогают слёзы мои? Ведь сын мой, который у меня только один, находится в смертной опасности!»
   Старец же послал ученика сказать ей:
-«Иди отсюда: Пимен не имеет детей и потому он не печалится».
   Сестра возвратилась с горькими плачем, укоряя брата.
   Когда князь услышал обо всем происшедшем, то сказал своим друзьям:
-«Скажите старцу, пусть напишет ко мне письмо с ходатайством об освобождении, и тогда я отпущу из темницы племянника его».
   И многие советовали старцу написать письмо князю. Старец написал так:
-«Прикажи властию своею хорошенько изследовать преступление провинившегося юноши, и если будет найдено что-либо достойное смерти, то пусть он умрёт, дабы временною казнию избегнуть мук вечных; если же провинившийся не окажется достойным смерти, то, наказав его, как требует закон, отпусти».
   Когда князь прочитал такое послание старца, то удивился уму и добродетели мужа, поняв, что то был истинный угодник Божий; князь отпустил юношу; преподобный же Пимен, избегая суетной славы и почестей людских, ушел в другое место и скитался по разным странам долгое время. Потом поселился снова в египетской пустыне и пребывал в ней до старости, угождая Богу трудами постническими; и многих иноков отцем был сей святый Пимен.
   Поучая учеников своих смиренномудрию, так как  и сам был смиренномудр, преподобный приводил ученикам в образец сказание о некоем старце (быть может, о себе самом), говоря так:
-«Ещё не так давно один монах египтянин жил близ Царьграда на некоем пустынном месте, имея небольшую келлию. Случилось один раз проходить местом тем благочестивому царю Феодосию Младшему (Впрочем,некоторые разумеют здесь императора Феодосия Великого с 379г. по 395г.); услышав об иноке, жившем там, царь оставил всех своих спутников и, приняв вид одного из простых  воинов, направился к дверям келлии старца. Когда царь постучал в двери; инок открыл келлию, но не узнал в пришедшем царя, а принял его за простого воина. Сотворив молитву, оба сели. Потом царь спросил:
-«Как подвизаются отцы, обитающие в Египте?»
-«Все молят Бога о спасении вашем».
   Осмотрев кругом всю келлию старца, царь не нашел в ней ничего, кроме корзины, висевшей на стене, а в ней немного сухого хлеба; потом сказал старцу:
-«Отче! Благослови меня вкусить немного».
   И тотчас старец налил воду в сосуд, насыпал соли и положил куски сухого хлеба; и ели оба вместе; затем старец принес кувшин с водою и дал пить царю. После трапезы царь спросил старца:
-«Знаешь ли ты, кто я?
   Он отвечал:
-«Не знаю, господин, Бог знает тебя».
-«Я царь Феодосий».
   И тотчас старец поклонился ему.
   Потом царь сказал:
-«Блаженны вы, иноки, так как вы свободны от забот суетного мира сего и проводите жизнь безмолвную, заботясь лишь о том, как получить жизнь небесную, вечную и блага небесныя. Воистинну говорю тебе, что я, рожденный в своем царстве и сейчас состоящий царем, никогда не вкушал с такою сладостию хлеба и не пил воды, как ныне вкусил и пил с большим удовольствием».
   Старец же отвечал:
-«Это потому, что мы монахи, вкушаем пишу с молитвою и благословением; по этой причине и самая простая пища бывает вкусною. В ваших же домах приготовление кушаний совершается без молитвы, но со многими ссорами и разговорами праздными; по сей причине ваша пища не получает благословения, которое могло бы усладить её».
   Воздав целование старцу, царь отошел оттуда и с тех пор весьма почитал того монаха.
   Между тем старец, боясь погибельнаго самопревозношения и гордости, дабы не потерять дара смирения своего из-за почитания людскаго и дабы не лишиться благодати Божией, встав, бежал оттуда и потом опять пришел в Египет.
   Такое сказание поведал ученикам своим святый Пимен, желая научить их смирению; этим сказанием святый Пимен хотел научить учеников своих уклоняться от суетных похвал и почестей, которыя приносят инокам не пользу, а вред.
   Святый Пимен поучал учеников своих и прочим добродетелям; наставления его были всегда действительными, ибо он мог всякаго научить пути спасительному; подобно тому как жизнью своею он являл равноангельский образец добродетели, так и слово его было всем на пользу. И приходили к нему не только новоначальные, но и состаревшиеся в подвигах иноческих и спрашивали его о том, что полезно для спасения души; все приходившие к преподобному, получали от него богомудрые и богодухновенные ответы в назидание душ своих; ответы те записывались некиими в Отеческия книги (-т.е. Отечники, Патерики.).Некоторые из этих ответов припомним здесь.
   Некто спросил авву Пимена, говоря так:
-«Если я увижу брата моего, согрешившаго, должен ли я скрыть грех его?»
   Пимен отвечал:
-«Если мы скроем грехи братьев наших, то и Бог скроет грехи наши».
   Некоторый брат сказал авве Пимену:
-«Отче! Я нахожусь в смущении и думаю уйти отсюда».
Старец сказал:
-« По какой причине ты хочешь уйти отсюда?»
Брат отвечал:
-«Я слышу дурные речи об одном из числа здесь живущих братий и соблазняюсь».
   Старец сказал:
-«То, что ты слышал, неправда».
   Брат ответил:
-«Воистину, отче, то было правдой, потому что передавший мне о том заслуживает всякаго вероятия».
   Но старец сказал:
-«Нет, передавший тебе не заслуживает веры, ибо, если бы он заслуживал веры, то не передавал бы тебе то. Но ты никогда не верь тому, что говорят тебе, если сам не видел того; ибо и Бог, услышав вопль Содомский, не удостоверился, пока не сошел Сам, дабы видеть все очами Своими:-рече Господь: вопль содомский и гоморский умножися ко мне, и греси их велицы зело. сошед убо узрю, аще по воплю их грядущему ко мне совершаются.(Быт. Гл. 18, ст. 20-21)
   Брат сказал на это:
-«И я отче, своими собтвенными глазами видел, как брат тот творил грех».
Услышав это, старец посмотрел на землю; потом, взяв с земли небольшой сучец, сказал брату:
-«Что это?»
   Брат отвечал:
-«Это сучец».
   Потом старец посмотрел на верх постройки и, указав на бревно, на котором покоилась крыша здания, спросил:
-«А это что?»
   Брат отвечал:
-«Это бревно».
   И сказал старец брату:
-«Запомни же в сердце своем, что грехи твои подобны сему бревну, грех же брата, о котором ты говоришь, подобен сему сучку; тогда ты никогда не будешь приходить в смущение и соблазн».
   Эти слова святого Пимена слышал авва Сисой, бывший тогда у него; весьма удивившись слышанному, он сказал святому Пимену:
-«Как восхвалить тебя, авва Пимен! Поистине слова твои преисполнены благодати и славы, как некий камень драгоценный!»
   Тогда авва Пимен сказал:
-«Сказано: свидетельствуй лишь о том, что видели очи твои. Но я говорю вам, что если вы увидите что и очами своими, не давайте тому веры».
   И потом разсказал такой случай.
-«Некий брат был осмеян бесом таковым призраком: он видел инаго брата, творившаго грех с женщиною; брат смутился  в мыслях и был обуреваем похотию. Подойдя, он толкнул их ногою своею, сказав:
-«Оставьте; для чего вы согрешаете?»
   Но оказалось, что то были снопы пшеницы, а не люди.
   Посему,-заключил Пимен,-говорю вам: не давайте веры и тому, что видите очами своими».
   Авва Анувий сказал святому Пимену:
-«Но какой ответ ты дал бы Богу, если бы ты видел грешника и не обличил бы его?»
   Пимен сказал на это:
-«Я сказал бы Богу так: Господи! Ты повелел: изми первее бервно из очесе твоего, и тогда узриши изъяти сучец из очесе брата твоего. (Еванг. От Матфея гл.7, ст.5.) Я исполнил повеление Твое».
   Потом некий брат спросил авву Пимена, сказав так:
-«Отче! Я совершил тяжкий грех. Я хочу провести в покаянии три года. Но достаточно ли трех лет для покаяния?»
   Старец отвечал:
-«Этого много».
   Тогда брат сказал:
-«Итак ты приказываешь каяться только один год?»
   На это старец отвечал:
-«И этого много».
   Когда об этом услышали другия братия, то сказали:
-«Следовательно каяться следует не более сорока дней?»
   Но старец на это сказал:
-«И этого много».
 И потом прибавил:
-«Я думаю, что если человек покается от всего сердца своего и положит твердое намерение более не возвращаться ко греху, то Бог примет и трехдневное покаяние его».
   Иной брат спросил авву Пимена, сказав так:
-«Как должно жить человеку?»
  Старец отвечал:
-«Из примера Даниила мы видим, что его не могли оклеветать ни в чем, кроме того, что он служил Господу Богу своему».
Этими словами святый дал понять, что человеку должно жить так, чтобы вся жизнь его была ничем иным, как только служением Господу Богу.
   Другой инок спросил:
-« Каким образом уберечься мне от козней врага?»
   Отвечал отец:
-«Когда котел, разжигаемый снизу, кипит, то ни муха, ни какое другое насекомое не может коснуться его; когда же он остынет, то на него садятся и мухи и насекомыя. Подобно сему и к иноку, со  усердием подвизающемуся в делах добродетели, враг не смеет приступить и увлечь его в свои сети; к человеку же, проводящему жизнь в беспечности и лености, враг приступает с легкостью и увлекает ко греху, как хочет».
   Некто спросил старца о том, как можно избавиться от навязывающихся уму злых помыслов. Старец отвечал на это:
-«Случай этот подобен человеку, имеющему по левую сторону от себя огонь, а по правую сосуд с водою; если человек загорится от огня, то возьмет воду из сосуда и загасит огонь. Огонь - это помыслы злые, которые враг нашего спасения влагает в сердце человеку, как искру в некую храмину, дабы человек распалился пожеланием греховным; вода же - это молитвенное устремление человеком себя к Богу».
   Опять спросил старца Пимена авва Аммон о помыслах злых, исходящих от сердца, и о суетных пожеланиях. И отвечал старец от святаго Писания, сказав так:
-«Какую славу может получить топор, без секущаго им? И может ли хвалится пила, не имея работника? Так и ты не посылай на помощь злым помыслам своего соизволения, и все эти помыслы разсеятся».
   Авва Иосиф спросил авву Пимена о посте, сказав так:
-«Как подобает постится?»
   Старец отвечал:
-«Я каждодневно вкушаю немного пищи, не насыщаясь вполне».
   Авва Иосиф спросил:
-«А когда ты был юношей, то не постился ли ты по два дня?»
 Отвечал Пимен:
-«Поистине постился и не только по два дня, но и по три, и по целой неделе; но святые отцы, испытавшие  то и другое, нашли, что лучше вкушать каждодневно, но понемногу; ибо это царский путь (ко спасению), более легкий и удобный, дабы не превозносился ум».
   Игумен монастыря Великого спросил авву Пимена, сказав так:
-«Каким образом я могу стяжать умиление?»
   Старец отвечал:
-«Разве может быть умиление в том сердце, которое помышляет о сырах, сосудах с маслом и иных житейских делах?»
   Иной спросил старца:
-«Что лучше: говорить, или молчать?»
Старец отвечал:
-«Кто говорит Бога ради, тот хорошо делает; также и тот, кто молчит Бога ради, хорошо поступает».
Такие мудрые ответы давал старец на вопросы; кроме того в Отечниках находятся многия мудрыя изречения святаго Пимена. Вот некоторые из них.
   Авва Пимен говорил:
-«Когда человек намеревается строить дом, то собирает многие предметы, из которых можно построить дом; подобно сему и мы легко созиждем в себе дом духовный, если возьмем по небольшой частице от каждой добродетели».
 Сказал ещё:
-«Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и творить добро ближнему».
   Говорил также авва Пимен:
-«Нестяжание, терпение и разсудительность - вот три основы иноческого жития: ибо написано:аще будут сии трие мужи, Ное, и Даниил, и Иов, тии спасутся (Иезек. Гл. 14, ст.14.). Ной - образец нестяжательности, Иов - терпения, Даниил же разсудительности; если в иноке окажутся сии три добродетели, то Бог спасающий Его, возобитает в нем».
   Говорил ещё старец:
-«Если инок возненавидит два предмета, то может быть свободным от соблазнов мира сего».
   Брат спросил старца:
-«Какие же это предметы?»
   На это старец ответил:
-«Покой тела и тщеславие».
   Потом старец сказал:
-«В Евангелии написано: «имеющий одежду, пусть продаст её и купит нож» (Еванг. от Луки гл.22, ст. 36.;); это значит; имеющий покой плоти своей, пусть оставит его и начнет проводить жизнь суровую, вступив на путь тесный».
   Потом ещё сказал:
-«Когда Давид боролся со львом или медведем, то умерщвлял зверя, взяв его за гортань (1 Цар. Гл.17, ст.34 и 35); подобно сему и мы с Божиею помощию победим льва-диавола и медведя, плоть нашу, если наложим узду воздержания на гортань и чрево наше».
   Ещё старец сказал:
-«Если бы Навузардан, начальник над поварами царя вавилонского, не пришел в Иерусалим, храм Господень не был бы сожжен; подобно сему и в нас не воспалится  огонь вожделения греховнаго, а также и ум наш, борящийся со врагом, никогда не потерпит поражения, если мы не будем преданы объядению и неге».
   Говорил ещё старец :
-«Подобно тому, как пчелы бегут от дыма, позволяя людям пользоваться сладкими плодами их работы, так покоем тела отгоняется от души нашей страх Господень и она (душа) лишается всякаго добраго дела».
   Затем ещё сказал:
-«Подобно тому, как всякий оруженосец царский стоит близ царя, будучи всегда готовым к защите его, так и душе нашей должно быть всегда готовой на борьбу с бесом блудодеяния».
   Однажды авва Пимен услышал о брате некоем, постившемся по шести дней и вкушавшем немного пищи только на седьмой день, но вместе с тем гневавшемся на брата своего. Авва Пимен сказал о таком:
-«Научился поститься шесть дней, а от гнева не может воздержаться и один день».
   Пресвитер одного монастыря, услыхав о некиих братиях, ходивших часто в город, мывшихся в бане, не прилежавших к спасению своему, разгневался на них и, придя в монастырь, снял с них одеяние монашеское; но потом раскаялся, пошел к авве Пимену и разсказал ему о всем, что он сделал с теми братиями. Старец же сказал ему:
-«Не имеешь ли ты в себе чего-либо от ветхого человека; или, быть может, ты окончательно совлекся его?»
(Ветхий человек,- человек преданный греху, не знающий пути спасения. Такое наименование святый апостол Павел усвояет людям, ещё не получившим новозаветной благодати (ср.посл. к Ефес. Гл.4, ст.22; Кол. гл.3, ст.9).).
   Пресвитер услышав от старца такие слова, умилился, призвал тех братий, которых огорчил, раскаялся им и снова облек их в одеяние монашеское.
   Однажды пришел к авве Пимену авва Исаак и, увидав, что он возливал на ноги свои небольшое количество воды, сказал ему:
-«Как жестоко иные удручают тело свое!»
Старец же сказал ему:
-«Мы не научены быть телоубийцами»
И потом сказал:
-«Бывает иногда, что человек кажется молчащим: но если сердце его осуждает других, то он говорит всегда. И есть такие, которые с утра до вечера говорят языком. Но в то же время соблюдают молчание (ибо не осуждающий ближняго- то же, что молчащий)».
   Авва Иосиф разсказал, повествуя так:
-«Когда однажды мы сидели у аввы Пимена, среди нас был юный брат Агафон; желая что-то сказать сему Агафону, старец (Пимен) назвал его аввою, сказав так:- авва Агафон.- Но мы сказали старцу:- этот брат ещё юн; почему ты называешь его аввою? Старец же отвечал:- уста его молчаливыя заставляют меня называть его аввою».
   Потом говорил ещё авва Пимен:
-«Брат, находящийся вместе с ближним своим, должен уподобиться истукану каменному; будучи обижаем, он не должен гневаться; будучи хвалим, он не должен превозноситься».
   Ещё сказал:
-«Злом никогда не победить зла; если кто-либо причиняет тебе зло, то окажи таковому добро; тогда твоя добродетель препобедит его злобу».
  Этой добродетели ( как и другим добродетелям) преподобный Пимен поучал и самым делом; ибо до его прибытия из скита в Египет, в Египте жил некий старец, почитаемый всеми. Когда на то место пришел авва Пимен, то многие, оставив того старца, начали приходить к Пимену; по сей причине тот старец начал гневаться на пришедшаго авву (Пимена), стал завидовать ему и говорить о нем дурное. Когда авва Пимен услыхал об этом, то опечалился и сказал своим братьям:
-«Что теперь делать нам, ибо люди эти повергли нас в скорбь, оставив столь святаго и добродетельного старца и приидя к нам, незначащим ничего? Каким образом мы устраним гнев великого отца того? Приготовим немного пищи, возьмем немного вина, пойдем к старцу, вкусим с ним; быть может таким образом мы умилостивим сердце его».
   Взяв немного пищи и вина, они отправились к тому старцу и постучали в двери келлии его. Ученик того старца, услышав стук, спросил:
-«Кто это?»
   Ему ответили.
-«Скажи авве твоему, что Пимен с братиею своею пришел, дабы принять от твоего аввы благословение».
   Ученик пошел и рассказал об этом старцу. Старец же, выслушав, сказал:
-«Пойди и скажи им: идите отсюда, ибо у меня нет времени видеть вас».
   Когда ученик сказал так пришедшим, то сии последнии ответили ему:
-«Мы не уйдем отсюда до тех пор, пока не сподобимся поклониться старцу».
   И стояли на зное солнечном при дверях келлии.
   Видя смирение и терпение пришедших, старец умилился, открыл им двери и принял их с лобзанием. Севши, все беседовали с любовию и вкусили принесенного. Потом старец тот сказал:
-«Поистинне не только справедливо то, что я слышал о вас, но я вижу в вас добрыя дела во стократ большия».
   С того времени старец стал миролюбиво относиться к авве Пимену.
   Так умел преподобный Пимен устранять злобу враждуящаго на него и давал пример этого другим.
   Преподобный Пимен умел врачевать иных и молчанием своим, как словом.
   Однажды пресвитеры страны  той посетили монастырь, в котором пребывал преподобный; авва Анувий, желая хотя несколько угостить их, вошел к преподобному Пимену и сказал ему об этом. Однако Пимен не дал ответа, но пребывал в молчании долгое время; и отошел от него авва Анувий с печалию.
Потом братия, бывшия у него, спросили его (авву Пимена):
-«Почему ты не дал ответа авве Анувию?»
   Старец же отвечал им:
-«Я не имел для сего орудия (т.е. языка); ибо я мертв; мёртвый же не говорит; посему не считайте меня пребывающим с вами».
   Так поступил старец для того, чтобы его не звали к тем новопришедшим братиям на трапезу; ибо о нем повествуют и сие, что, когда братия призывали его вкусить вместе с ними пищу, он шёл с плачем, как бы нехотя; ибо не желал насыщать чрева своего, но вместе с тем не хотел ослушаться братий, дабы не огорчать их.
   Некий инок, услышав о добродетельном житии преподобного Пимена, пришел к нему из далекой страны, дабы видеть его и поучиться от него; старец принял инока с честию; облобызав друг друга, сели; инок начал беседовать со старцем от божественного Писания, о вещах трудноуразумеваемых, о которых говорится в Писании, и о предметах небесных.Авва же Пимен, отвернув лице свое, молчал и не давал никакого ответа пришельцу. Инок тот долгое время говорил от Писания, но не получал ответа от старца, ибо он молчал; потом инок вышел из келлии с печалию и сказал ученику старца:
-«Понапрасну я предпринял столь великий и трудный путь; я пришел сюда ради него (аввы Пимена), но он не сказал ни одного слова».
   Потом, войдя к старцу, тот ученик сказал ему:-«Отче! Ради тебя пришел сей честный муж, славный среди иноков страны своей: почему же ты не сказал ему ничего?»
   Старец  отвечал:
-«Он от вышних, и говорит о предметах небесных, а я от нижних, и могу говорить только о земном. Если бы брат, пришедший к нам, говорил о душевных страстях, о плотских немощах, то я отвечал бы ему; а так как он говорит о предметах небесных, то о них я ничего не могу сказать».
   Ученик, выйдя от старца  пошел  к тому иноку и сказал ему:
-«Знай, отче, что старец не охотно беседует от божественнаго Писания, но если кто-либо начинает говорить с ним о страстях душевных, тогда старец отвечает».
   Умилившись, инок тот вошел к старцу и спросил его:
-«Авво! Что делать мне, ибо я во власти страстей?».
Тогда, посмотрев на него с радостным лицем, старец сказал:
-«Хорошо сделал ты, что пришел; теперь я открою уста свои и наполню их благими речами».
И  беседовал с ним достаточное время о том, как побеждать востающия на нас похоти. Весьма насладившись богодухновенными словами старца, инок тот возблагодарил Бога за то, что Он сподобил его видеть такового старца и слышать его беседу; и возвратился к своим, радуясь, что получил великую пользу для души.
   Потом иной инок, авва Исаак, пришел к отцу Пимену и нашел его сидящим молча и как бы находящимся в изступлении. Подождав достаточное время, но не видя, чтобы старец пришел в себя, инок тот сделал земной поклон старцу, сказав:
-«Скажи мне, отче, где был ты умом своим?»
  Он же, был вынужден на ответ усиленною просьбою, ответил:
-«Мой ум был там, где плакала Пречистая Дева Мария Богородице, стоя при кресте; и я хотел бы так всегда плакать».

   Таковый великий в отцах, преподобный Пимен, изучивший всякую добродетель, приносивший пользу всем как житием, так и словом своим, имел столь великое смирение во уме своем, что часто со вздохом говорил: «Я буду брошен на то место, куда будет брошен сатана!»
Однако Господь вознес смиреннаго раба Своего в места, где пребывают святые ангелы, в селения праведных и преподобных: Господь вселил его, после земной, исполненной многих лет жизни, в обители небесныя, где лета не кончаются (Преподобный Пимен скончался 110-ти лет от рождения. Кончина его последовала около 450г.); там все святые, предстоя престолу славы Божией, всегда славят Отца и Сына, и Святаго Духа, Единаго Бога в Троице, Которому и от нас, грешных, возсылается слава, ныне, всегда и в бесконечные веки. Аминь. (Память 27 августа/9 сентября)

_______________

 

Даниил - четвертый из числа «великих» пророков ( Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил); происходил из царского рода и ещё юношей был отведен в Вавилон вместе с прочими пленными иудеями. Одаренный прекрасными душевными и телесными качествами, он научился здесь языку и мудрости халдейской и вместе с тремя своими товарищами - Ананиею, Азариею и Мисаилом был взят на службу при царском дворе. Даниил истолковал царю вавилонскому Навуходоносору его замечательные сны и сам удостоился неоднократных видений, в которых были ему открыты важнейшия священныя события. При восшествии на престол Дария он был назначен одним из трех правителей империи и был чудесным образом спасен от львов, в ров к которым он был брошен за свою привязанность к отеческой вере (Дан. гл.6, ст.10-24).История его жизни и деятельности описана им самим в священной книге его имени.. Память его празднуется св. Церковью 17 декабря. ( вернуться )

 

Концовка

 

HitMeter.ru - счетчик посетителей сайта, бесплатная статистика

В начало страницы