Лого
 
   


ПРОПОВЕДИ


Календарь Великого Поста


Для увеличения кликните на изображение или здесь.

 

Слово на Чин  Прощения
Прощеное Воскресенье, 1989 г.

Протоиерей Николай Петров

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, в этот священный вечер, мы с вами предстоим пред образом Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа, и Его Пречистой Матери, предстоим для того, чтобы испросить прощения и испросить напутственного благословения в тот путь, в который христианин отправляется, начиная дни Святой Четыредесятницы.

Сорок дней Великого Поста – времени спасительного, как осознает его Церковь, призывая каждого своего члена понять смысл, осознать нужду, личную потребность в обновлении своего душевного состояния. В этом смысл того величайшего подвига, в честь которого этот Пост–– подвига искупительного, ради нашего спасения совершенного Господом Иисусом Христом –– чтобы достигнуть нам Пасхи Христовой и понять, что Пасха – это не просто праздников Праздник христиан, Пасха – это постоянное обновление человека во Христе Иисусе.

Святая Церковь своим богослужением так дает нам это осознать, и воцерковленному человеку эти богослужения дороги, потому что он слышит в них тот смысл, который созвучен потребности его души. И постепенно церковь дает нам вкусить, именно вкусить духовной пищи. Амвросий, святитель Медиоланский, так и говорил: Как во время телесной жатвы собирается урожай для того, чтобы питать тело, так во время поста, этой духовной жатвы, мы должны собрать то, чем должна напитаться душа для жизни во Христе.

Сегодня, мы знаем, Прощеный День. Но сегодня Воскресенье, когда в церковном воспоминании мы слышали пение стихир об изгнании Адама из Рая – того Отчего Дома человека, который был потерян с прегрешением Адама. С тех пор тоскует человек по той радости, которую пережил блудный сын, возвращаясь в отчий дом. С тех пор Святая Церковь и человек воспоминают и родство изгнанного. С тех пор Адамов плач, плач его потомков, сынов и дщерей, возносится к Небу.

В лице Нового Адама, Господа нашего Иисуса Христа, мы приведены к бессмертию, к жизни вечной. И эта та радость, которую осознает человек по своей вере в искупительные заслуги крестных страданий и Воскресения Христова. С тех пор мы отправляемся в путь, и этот сорокадневный путь к Пасхе Христовой есть то время, когда нам дается возможность принять величайшую благодать через исповедание и причащение Тела и Крови Христовых.

Начиная это поприще, чему и от кого мы хотели бы принять научение? Господь, Божественный наш Учитель, учит каждого из нас – Если вы прощаете прегрешения человекам, то и Отец ваш Небесный простит вам прегрешения ваши. Так сказал Господь.

Простим друг другу, вокруг себя стоящим. Будем просить прощения и у тех, кто отошел в жизнь вечную и уже лучше нас знает, как мы слабы и, когда раним друг друга, забываем о том, что только одно на небе и на земле достойно Бога и человека – это любовь!

Будем просить друг друга о прощении согрешений, отправляясь в путь слезных воздыханий, коленопреклонений и теплых молитв, чтобы Господь внял душе нашей и избавил ю, ибо этим прокимном великим и начинается Пост.

Все это – мир от Господа нашего Иисуса Христа, мир от Его Пречистой Матери, мир от усопших, мир от живых – все мы можем получить тогда, когда сами дадим им свой мир, свою любовь. И в этом состоянии Господь дарует нам примирение, столь необходимое умиротворению душ наших.

Вот в таком состоянии, возлюбленные о Господе братья и сестры, будем испрашивать друг у друга прощения для того, чтобы быть нам достойными поклонниками  Праздника Пасхи Христовой, чтобы завершить Четыредесятницу душеполезно. В этом смысл, в этом упование на милость Божию к нам грешным. Аминь.

Вечер. После богослужения

Слово после чтения Великого Покаянного Канона

(Четверток первой седмицы Великого Поста, 1989 г.)

Протоиерей Николай Петров

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.

Эти молитвы, святые молитвы, преподобных и Богоносных отец наших дают нам возможность их духовными усилиями, их духом, почувствовать то настроение, которое дает нам литургическая жизнь природя Пост. Именно их слезами, которые простирались по воздыхании духовном, мы с вами имеем возможность помолиться для того, чтобы «…Время живота моего мало и исполнено болезней и лукавства, но в покаянии мя приими и в разум призови, да не буду стяжание ни брашно чуждему, Спасе, Сам мя ущедри».  Это один из тропарей Покаянного Канона Великого, который мы сегодня продолжали слышать – этот покаянный плач.

Слова тропарей Канона Великого призывают наши души к ответу, потому что каждая человеческая душа, единственная и неповторимая, проходит то испытание, которое поведают нам тропари Великого Канона. Они являют нам раскрытие того библейского греха, понятие о нем, которое современный человек, христианин, не совсем ясно себе представляет. А посему, когда приносит покаяние, то перечисляет свои грехи и не раскаивается в них.

Канон Великий дает нам понятие грехопадения – бездну, пагубность греховного состояния, и приводит нас к исповеданию раскаяния. Это величайшая цель, и смысл, и значение Канона Великого. Поэтому, когда мы молимся молитвой тех тропарей, которые так умиленно преподобный отец дает нам, влагает в нашу душу, мы слышим события и дела прошлого, но понимаем, что смысл вечности, и важности, и необходимости для нашего духовного состояния явлен каждому из нас. Поэтому теми слезами, теми молитвенными вздохами, тем покаянным состоянием души, в котором молился преподобный, святая Церковь дает и нам возможность почувствовать, понять свое грехопадение и призывает нас к покаянию.

И один из тропарей Канона, которым особенно ясно молятся христиане «…Время живота моего мало и исполнено болезней и лукавства, но в покаянии мя приими и в разум призови…» - это желательно для каждой души христианской, скорбящей о своем падении духовном. Аминь

Спаситель

 

Слово на Пассии
Протоиерей Николай Петров, 1989 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

«Иисусе Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем» - это глас, это вопль, это молитва благоразумного разбойника, и этой молитвой мы с вами сердечно молимся Господу. Этой молитвой научил нас Златоуст, святитель Христов, молиться подходя к святой Чаше, потому что это молитва признания Сына Божия, молитва веры.

То, что дает нам Благовестие Евангельское  о страданиях Христа Спасителя, все, что связано с Голгофскими страданиями – есть слово Крестное, а это слово о Кресте означает для нас слово о нашем Спасителе, слово о нашем с вами спасении во Христе Иисусе, Господе нашем.

Все,  что сопровождало распятие Христа Спасителя – биение, заушения, оклеветания – все, что мы слышали во Благовести на Голгофе, есть воистину человеческое, есть человеческий вопль: «Сниди с креста, и мы поверим тебе…»
Слышим мы в акафистном чтении, что не уразумели иудеи вольного страдания Христа. Именно на этом вольном страдании является искупительная жертва Господа нашего о гресех людских и о наших с вами.

Человеческое борение, которое Господь претерпевал, изнемогая не только физически, но и духовно, выразилось в той молитве о Чаше, которую Господь, обратясь к Отцу Своему Небесному, говорил: «Аще возможно, да мимоидет от Мене чаша сия». Это человеческое. Но исполнение воли Божией превыше всего: «Обаче не моя воля, но Твоя воля да будет» (Лк. 22, 42). А эта воля Божия была о нас, о человеческом спасении! Ибо исповедуем мы, что ради нас и нашего ради спасения Господь претерпел страшные страсти и животворящий Крест для того, чтобы честною и животворящею Своею кровию омыть, очистить и освятить естество наше, чтобы привести его к Своему Родителю – Отцу Небесному.

Tа молитва благоразумия, которой мы постоянно акафистное пение Страстям Господним сопровождаем, является для нас не только умиленной, но есть молитва нашей надежды, есть молитва, призывающая Божие милосердие естеству нашему греховному. Это молитва покаяния нашего, это молитва исповедания нашего, ибо сопровождается она ограждением каждого из нас Крестным Знамением.

В этом есть сила Креста, животворящая и освящающая нас, ибо та бескровная Жертва, которую мы в воспоминание Господа нашего Иисуса Христа и по Его заповеди совершаем в Божественной литургии, есть постоянное принесение тех плодов, которые усвояются нами по нашей вере в распятие и страдания вольные,  и погребение, и Воскресение Господа и Спасителя нашего.

Поэтому, та молитва, которой мы сопровождаем чтение Благовестия о страданиях Христовых, является для нас непременной, соединенной с воспоминанием того, что было отдано Христом Спасителем ради нашего спасения на Голгофе.

Посреде земли Господь соделал спасение, собирая вся языки зовущия: Господи, слава Тебе. Покланяемся Страстем Твоим Христе, воспеваем Крест, и воспеваем и славим Твое нас ради вольное распятие. Аминь.

Распятие. Васнецов

Распятие.  В.М.Васнецов  (1904 г.)


 

Дизайн и разработка ©  2012 - SNG-STM

HitMeter.ru - счетчик посетителей сайта, бесплатная статистика