355– летию Пименовского храма, его прихожанам, служителям и благоукрасителям, всем жителям Сущёва, прежним и нынешним, для которых этот храм и его окрестности стали духовной родиной, посвящается этот очерк.
.
Автор – прихожанка нашего храма Ирина Станиславовна Семененко,доктор политических наук, автор книг и глав в учебниках для средней школы по истории российской культуры. Сфера ее научных интересов – история российской культуры и национальная идентичность.
Фотографии современного Сущёва – Марии Кортуновой и Николая Соколова.
«...что в Сущёве»: история в топонимике, в жизни храмов, в делах и судьбах людей
В наименовании нашего прихода – храма Преподобного Пимена Великого (Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках – сохранился топо'ним 1) «что в Сущёве». Давно уже нет в исторических границах Москвы этого села, и только оставшиеся названия близлежащих улиц – Сущёвская и Новосущёвская, Сущёвский вал, Сущёвский и Новосущёвский переулки, да название находящегося неподалеку храма Тихвинской иконы Божией Матери в Сущёве напоминают о далекой истории тех мест, где более 350 лет назад (в 1658 г.) был заложен наш храм.
Сущёво на карте Москвы
Село Сущёво (Сущево, Сущово, Сущёвское) находилось на правом берегу реки Неглинной. Поселение существовало здесь, как считается, уже в XII веке, причем о первоначальном его местоположении существуют разные мнения. С историческим Сущёвым принято отождествлять местность, пролегавшую вдоль начала старинной дороги на Дмитров (в пределах нынешних Долгоруковской и Новослободской улиц) по правую сторону. Но, вероятно, село первоначально располагалось по обе стороны будущего Дмитровского тракта и доходило до территории, прилегающей к современной Миусской площади (к восточной её границе), а на противоположной стороне дороги – до окрестностей нынешних Суворовской площади и площади Борьбы.
На месте нынешних Новосущевской и Самотечной улиц протекала река Неглинная. Ручьи и небольшие речки впадали в нее «самотёком», беря начало из прудов с родниками: отсюда происходит еще один топоним этих мест, встречающийся в названиях четырех Самотёчных переулков, Самотёчной улицы, Самотёчной площади и бульвара. Самотёкой когда-то называлась и сама река Неглинка в верхнем течении. Левый её приток – река Напрудная (Рыбная) – впадал в Неглинку в низине примерно в месте пересечения нынешней Делегатской улицы с Самотёчным бульваром.
Заболоченная пересеченная местность бассейна Неглинки с прудами и притоками долгое время не располагала к плотной жилой застройке. Здесь и в XVIII веке находились рощи, огороды, запруды с мельницами и рыбные пруды. По берегам на возвышенностях стали обустраиваться пригородные дворянские усадьбы.
В конце XVIII – начале XIX века река с притоками была частью засыпана, частью – забрана в трубы городского коллектора2). Большинство прудов к этому времени было спущено: нечищенные и запруженные водоемы были в запущенном состоянии. Сегодня от существовавшей здесь разветвленной водной системы остались пруды в течении притока Неглинной – реки Напрудной в Екатерининском парке на территории Екатерининского женского дворянского института (ныне – Культурного центра вооруженных сил России). В русле самой Неглинной – у начала 3-го Самотечного переулка – сохранился еще один, ныне благоустроенный Антроповский пруд, названный по имени первого арендатора этого участка.
Антроповский пруд.
На русла протекавших здесь рек с ручьями, прудами и родниками указывает и рельеф местности – холмистый, понижающийся по мере продвижении от Сущёва к центру города через Трубную площадь, где в XVI веке при строительстве стен Белого города на пересечении с Неглинкой было проделано отверстие – «труба». Сегодня, после неоднократных перестроек коллектора, подземное русло реки идет от истока в Марьиной роще под Новосущевской улицей, Екатерининским сквером и Самотечной площадью, вдоль Цветного бульвара и улицы Неглинной мимо здания Малого театра и после поворота к Александровскому саду – вдоль кремлёвских стен до впадения в Москву–реку у Водовзводной башни Кремля.
К началу ХХ века сущевские земли были уже заселенным районом Москвы, улицы приобрели современную конфигурацию. Под управлением Сущевской полицейской части находился обширный район между Камер-Коллежским и Земляным валом и от Лазаревского кладбища до Башиловки, Брестских и Мещанских улиц.
Сущевские части Москвы на карте 1913 г. План Москвы (фрагмент). Издание А.С.Суворина, 1912 г.
Территория, подведомственная Сущевской полицейской части (1-й, 2-й, 3-й Сущевские полицейские участки).
Современную карту Сущева и окрестностей с указанием расположения храмов и монастырей
О происхождении названия местности и самого села от личного имени (или прозвища) «Сущ» ничего достоверного сказать нельзя, хотя на такую этимологию указывает большинство современных источников. По другой, менее распространенной версии, название происходит от пересыхавших здесь летом маловодных речек.
Достоверно можно говорить о первом упоминании Сущёва в 1433 г. в духовной грамоте князя Юрия Дмитриевича Галицкого: «А из Московских сел даю сыну своему Дмитрею… селце, что у города, Сущевьское…»3). Речь в завещании идет об известном Дмитрии Шемяке, с личностью которого связывают появление выражения «шемякин суд» - синонима суда неправедного. В борьбе за московский престол Дмитрий Шемяка ослепил своего двоюродного брата князя Василия, получившего по этой причине прозвание «Тёмный».
В этой междоусобной борьбе окончательная победа осталась за князем Василием, и спустя четверть века село находилось в великокняжеском владении. В 1461 году Василий II Тёмный завещал Сущёво вместе с «городскими дворами» одному из своих сыновей – Андрею: "А сына своего Ондрея благословляю, даю ему... у Москвы село Сущевъское и з дворы з городскими, что к нему потягли".
Великий князь Василий II Васильевич Тёмный (1416-1462)
Сын великого князя Василия I Дмитриевича и княгини литовской Софии Витовтовны. Внук св. князя Дмитрия Ивановича Донского.
Сыграл важную роль в истории русской Церкви и государства Российского. Решительно отверг провозглашенную в 1439 Флорентийским собором унию между католической и Православной церквами, низложил московского митрополита грека Исидора, подписавшего эту унию. Отвергал любое вмешательство римского папы Пия II в дела Православной Церкви.
По указанию князя в 1448 г. Собор русских епископов избрал на митрополичий престол свт. Иону без участия восточных патриархов, что ознаменовало начало независимости русской Церкви от Константинополя.
Перенесение по указу царя Алексея Михайловича разросшихся ремесленных слободских поселений за черту перенаселенного Земляного города – за пределы нынешнего Садового кольца – положило начало «чёрным» тягловым (т.е. платившим подать в казну) слободам, в том числе и Сущёвской, в которой позднее выделились слободы Старая и Новая.
На прилегающие к селу земли из старой Воротнической слободы в Земляном городе переселили и воро'тников – служилых людей «пушкарского чина», несших государеву караульную службу у въездных ворот оборонительных рубежей Кремля и Китай-города, Белого и Земляного города. Здесь образовалась Новая Воротниковская (или Воротническая) военная слобода.
Слобожане, помимо основных своих занятий, держали огороды и вели торговлю. Жители «черных» слобод вместе с купечеством составляли основную массу налогоплательщиков. Право торговать имели и жители военных слобод.
"Москва, конец 17 века". Худ. А.М. Васнецов, 1902 г. (ГРМ)
В конце ХVII века сущёвские слободы оказались в окружении Тверской ямской, Новой Воротнической, Новой (Новодмитровской), Троицкой, Мещанской, Напрудной, Переяславской ямской, Марьинской и Бутырской слобод. К этому времени организация ремесленных слобод, на которых строилась система налогообложения, утратила свое значение, казна перешла к взиманию подушного налога, и слободское административное деление было упразднено.
Новое Сущёво оставалось пригородом до Отечественной войны 1812 года. Здесь на слободских лугах стояли загородные усадьбы Вадковских (память о них сохранилась в названии одноименного переулка, отходящего от Тихвинской улицы), Скавронских и других известных дворянских фамилий. Здесь был и большой парк с засыпанным ныне Васильевским прудом, названным в память о святом Василии Блаженном, Христа ради юродивом, по преданию любившем уединяться в этом месте для молитвенных подвигов.
Святой блаженный ВАСИЛИЙ, Христа ради юродивый,
Московский чудотворец.
(память 2/15 августа).
На древней иконе (XVI – XVII вв.) святой изображен молящимся в «пустыне», на берегу пруда, названного в его честь Васильевским.
Массовое строительство на сущёвских землях относится ко времени застройки послепожарной Москвы и быстрого роста города на территории между Земляным и Камер-Коллежским валами. После пожара 1812 г. в окрестностях уже бывших сущёвских слобод стали селиться небогатые москвичи – мещане, ремесленники и огородники.
Храмы Старого и Нового Сущёва
Известно, что в конце XVII века в районе сущёвских слобод было четыре каменных храма. Это храм преподобного Пимена Великого (Троицы Живоначальной) - «Пимен Новый» 4), который был выстроен на окраине сущевских земель, на берегу пруда в Новой Воротниковской слободе, по образу и подобию находившегося на расстоянии версты в Земляном городе «Пимена Старого», тогда еще деревянного.
«Пимен Старый», 1882 г. (Из Альбома Н.А. Найденова)
«Пимен Новый», 1882 г. (Из Альбома Н.А. Найденова)
На противоположной окраине сущевских земель, у границ Троицкой и Мещанской слобод, был возведен храм св.мч. Иоанна Воина (Воздвижения Креста Господня) на Убогих домах. (Более подробный рассказ об этом святом месте – далее в разделе Очаг образования и «попечительства о бедных»).
Церковь Иоанна Воина, что на Старых Убогих домах, на ул. Божедомской Фото 1882 г.; Альбом Н.А. Найденова
Церковь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня
(Крестовоздвиженская) на Старых Убогих домах–«Божий дом» - упоминается в летописных источниках в 1539 г. как деревянный соборный храм Крестовоздвиженского мужского Божедомского монастыря.
Монастырь этот находился на холме за нынешним Екатерининским парком.
К концу ХVII в. он был упразднен, а храм стал приходским. Каменный храм на месте деревянного возведен в 1690-е гг.,
освящены приделы во имя св.Иоанна Воина и св. Николая Чудотворца.
В 1682–1685 гг. на пересечении улиц Палиха и Сущёвской, на месте деревянного был воздвигнут каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Казанский храм был отстроен «тщанием приходских людей» и имел два придела – свт. Николая Чудотворца и Рождества Иоанна Предтечи. После возведения храма улица получила название по его наименованию – Казанский переулок. Однако утвердившееся старое название – Сущёвская улица – вскоре было ей возвращено. В последней трети XIX века храм был перестроен и расширен, появилась новая колокольня.
Церковь Казанской Божией Матери в Сущеве. Открытка 1886 г. с гравюры нач. 19 в.
Церковь Казанской иконы Богоматери
в Старом Сущеве
(1882 г., из Альбома Н.А.Найденова)
В конце декабря 1929 года Казанская церковь была закрыта, а в 1939 году разрушена до основания, на ее месте выстроено здание средней школы (теперь д.32). После закрытия храма его главная святыня – чудотворная икона Казанской Божией Матери, писаная на стекле предположительно в конце ХIХ века, была перенесена в храм преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках, где и ныне пребывает в киоте, выполненном под мрамор, справа от Царских Врат главного алтаря. В том же 1929 году вместе с иконой и частью прихожан из закрытого Казанского храма перешел в «Пимен Новый» священномученик диакон Алексий Протопопов (+1938), здесь он служил до 1934 года.
Икона Казанской Божией Матери. Написана на стекле, с обратной стороны, предположительно в конце 19 века. Особо чтимая икона в храме преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках
Память– 21 апреля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских, а также в Соборе новомучеников и исповедников Павлово-Посадских.
Икона написана в 2010 году иконописцем Наталией Пискуновой для семьи Денисовых, прихожан Пименовского храма.
Биографический очерк о жизни и подвиге священномученика Алексия написан для Московского журнала (№1, 2012г.) историком Михаилом Евгениевичем Денисовым, который в течение многих лет, с раннего детства до 2008 г., подвизался алтарником и иподиаконом в храме преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках.
В 1694 г., к северу от Старой Сущёвской слободы, в Новом Сущёве был заложен храм Тихвинской иконы Божией Матери – четвёртый из известных нам на конец ХVII века сущевских храмов. Строительство велось на средства московского купца И.Ф.Викторова. В храме были освящены два придела – во имя апостола Андрея Первозванного и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радости». Согласно архивным данным, Тихвинская церковь имела древние образа, похожие на те, что находились в иконостасе кремлевского Успенского собора. Храмовый образ Тихвинской иконы Божией Матери написал в 1695 г. «Великих государей уставщик» (т.е. руководитель хора) Феодот Феофанов Ухтомский – мастер, работавший в традициях изографов Оружейной палаты и позднее ставший священником одной из московских церквей. После ликвидации прихода Тихвинской церкви в 1935 г. этот образ также был перенесен в храм Преподобного Пимена Великого. Росписи Тихвинского храма после его закрытия были уничтожены, помещение перестроено под механические мастерские находящегося поблизости Станкостроительного института.
Возрождение храма и прихода началось в 1992 г., храмовая икона вернулась сюда накануне Ее праздника 8 июля 1993 г. Настоятелем возрождающегося храма был назначен протоиерей Владимир Еремин, служивший в то время в храме преподобного Пимена Великого. Отец Владимир и ныне возглавляет клир Тихвинского храма.
.
Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Сущеве.(1881 г., Альбом
Н.А. Найденова)
.
Тихвинский храм в наше время (2013 г.)
Последний монастырь старой Москвы
В конце позапрошлого века на окраине Нового Сущёва появляется новый монастырь – последний по времени основания из московских монастырей. Скорбященский (Всехскорбященский) монастырь был обустроен на землях 5), принадлежавших вдове действительного тайного советника Надежды Васильевны Шепелевой (урожденной Энгельгардт), прихожанки и благотворительницы Тихвинского храма. Она состояла в близком родстве с князьями Голицыными, и после ее смерти участок перешел к ее внучатому племяннику князю Сергею Владимировичу, тогда еще несовершеннолетнему старшему сыну героя Отечественной войны 1812 года князя Владимира Сергеевича Голицына, поэта и музыканта, принадлежавшего к пушкинскому кругу. Усадьбу летом сдавали внаем под увеселительные заведения, но недолго. Для болевшей матери князя, Прасковьи Николаевны Голицыной, на усадебной территории была выстроена домовая церковь, освященная в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радости» в октябре 1856 г. святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским. В беседе по освящении храма святитель напомнил, что «благодать Божия созидает храмы повсюду, где есть верующие, и нередко позволяет дому человеческому принять в свои объятия дом Божий».
Святитель ФИЛАРЕТ (Дроздов, 1783-1867), митрополит Московский и Коломенский.
C именем свт. Филарета связано основание многих монастырей и храмов.
Архипастырь, православный богослов, академик Императорской Академии наук по Отделению русского языка и словесности, автор знаменитого «Катехизиса», переводчик на русский язык Новозаветных и Ветхозаветных текстов. Под его благословением и руководством было выпущено первое издание Священного Писания на современном русском языке; перевод Ветхого Завета вышел уже после кончины святителя.
Вдохновенный и мудрый проповедник; наставник монашествующих, священнослужителей и многих выдающихся русских людей XIX века, неутомимо трудившийся на ниве религиозного просвещения и образования.
Прославлен в лике святителей на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 1994 г.
Мощи святителя Филарета ныне находятся в Храме Христа Спасителя в Москве.
Память 19 ноября / 2 декабря
Последняя владелица усадьбы княжна Александра Владимировна Голицына получила благословение святителя Филарета на создание при домовом храме богоугодного заведения – приюта для иногородних монахинь–сборщиц подаяния. Приют с больницей, названный «Филаретовским», был открыт 11 октября 1865 г. наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Антонием (Медведевым). В 1889 г. здесь был основан общежительный женский монастырь, который сохранил приют и больницу и был назван по бывшему домовому храму Скорбященским.
Княжна Александра Владимировна Голицына (1831–1900)
Монахиня Рафаила (в миру Акилина Алексеевна Смирнова +1893)
Уже год спустя на средства известной благотворительницы, воскресенской купчихи Акилины Алексеевны Смирновой (тайной монахини Рафаилы), по проекту архитектора И.Т. Владимирова, был заложен новый соборный пятиглавый храм Всемилостивого Спаса в "русском" стиле. Сооружение храма было закончено в 1894 году. Главный престол во имя Происхождения Честных Древ Животворящего Креста был освящен 25 октября (7 ноября) 1894 г. митрополитом Московским Сергием (Ляпидевским). Правый придел во имя иконы Божией Матери «Скоропослушница» освящен 6 (19) ноября 1894 г. Левый придел во имя Двенадцати Апостолов освящен 12 (25) декабря 1894 г. Одной из главных святынь храма была икона Божией Матери «Скоропослушница», которую доставили из Афонского Свято-Пантелеймонова монастыря 21 апреля 1894 г. для одноименного придела. Соборный храм был обнесен узорчатой оградой и выходил фасадом на Новослободскую улицу: монастырь обращался к миру, к делам социального служения и помощи ближним.
Скорбященский монастырь. Начало XX в.
К 1910-м гг. были освящены еще три монастырские церкви – в честь Тихвинской иконы Божией Матери, Архангела Рафаила (в память о храмоздательнице монахине Рафаиле) и Трех Святителей.
В начале ХХ века в Скорбященском монастыре – самом большом в то время монастыре Москвы – стал складываться центр женского духовного образования. Начало ему положило основание Московского Епархиального женского училища, затем появились женская церковно-приходская школа и восьмиклассная гимназия, а в 1916 г. были открыты Высшие женские Богословско-педагогические курсы (Женский Богословский институт).
Прибытие гостей к открытию Высших женскихБогословско-педагогических курсов (Женского Богословского института). 1916 г.
Здание училища, в котором в 1916-1918 гг. располагался Женский Богословский институт, сохранилось в перестроенном виде (занято полицейской частью).
В Скорбященской обители молилась и причащалась преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна, она же принимала живое участие и в создании Богословского института. В 1910 году сестры Скорбященского монастыря вышивали полотенца к освящению Марфо-Мариинской обители, основанной Елисаветой Феодоровной.
Преподобномученица Великая княгиня ЕЛИСАВЕТА ФЕОДОРОВНА (1864-1918).
Урожденная герцогиня Гессен-Дармштадтская,
сестра императрицы Александры Феодоровны,
супруга Великого Князя Сергея Александровича, убитого в 1905 г.террористом Каляевым.
После гибели мужа посвятила себя делам милосердия.
Основательница и настоятельница Марфо-Мариинской обители в Москве (1909г.).
Арестована на третий день Пасхи 1918 г. и вывезена из Москвы.
5(18) июля 1918 г. приняла мученическую кончину: брошена в шахту старого рудника под Алапаевском вместе с другими мучениками, которым оказывала помощь до последних минут жизни.
Святые мощи Преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары – ее келейницы, принявшей вместе с ней мученическую кончину, почивают в храме равноапостольной Марии Магдалины в Иерусалиме.
Память 5/18 июля.
Здесь бывали и не раз совершали богослужения святитель Тихон (Белавин, с 1917г. Патриарх Московский и всея Руси), священномученик митрополит Владимир (Богоявленский), епископ Дмитровский Трифон (князь Туркестанов) и многие другие иерархи – подвижники Русской Церкви начала ХХ века, впоследствии прославленные в лике святых новомучеников и исповедников Российских.
Свт. ТИХОН (Белавин), Патриарх Московский и всея России (1865–1925).
На Московской и Коломенской кафедре с 23.06/06.07.1917 г.; архиепископ; с 12/25.08.1917 г. митрополит.
Патриарх Московский и всея России с 21.11/04.12.1917г.
Великий святой Русской Церкви. Явил воплощение истинно русской святости, был исполнен пастырской любви, простоты и мудрости.
Имя Свт.ТИХОНА стало символом бесстрашного, жертвенного стояния за Веру и Церковь в пору лютого гонения. Канонизирован 09/10/1989 г. для общецерковного почитания.
Мощи святителя были обретены 22/02/1992 и ныне покоятся в Московском Донском монастыре.
Память 25 марта /7 апреля и 26 сентября / 9 октября.
Священномученик ВЛАДИМИР
(Богоявленский, 1848–1918 ), митрополит Киевский и Галицкий.
Занимал последовательно три важнейшие кафедры — Московскую,
Санкт-Петербургскую и Киевскую, за что был назван “всероссийским архипастырем”.
Принял мученическую кончину 25.01(07.02.) 1918г. — был расстрелян и добит штыками под стенами Киево-Печерской Лавры. Его именем открывается трагический список погибших за Веру и Церковь жертв большевистского террора.
Митрополит Владимир стал первомучеником в новую эпоху гонений на христиан. И потому именно ко дню его смерти Церковь приурочила ежегодное поминовение новомучеников и исповедников Российских.
Память 25 января / 7 февраля.
Епископ Дмитровский ТРИФОН
(князь Туркестанов), 1861-1931.
Духовный сын великого старца, прп. Амвросия Оптинского. Известный подвижник и аскет, вел строгий иноческий образ жизни.
Проповедник и просветитель, духовный писатель, автор акафиста «Слава Богу за все».
На Дмитровской кафедре и викарий Митрополита Московского в 1901 – 1916 гг., далее на покое.
В 1914 г. ездил с пастырской миссией на фронт, был контужен, ослеп на один глаз, в конце жизни утратил зрение полностью.
Был возведен в сан архиепископа (1923 г.), затем митрополита (1931 г.).
Портрет митрополита Трифона – в галерее образов П.Д.Корина к полотну «Реквием» («Русь уходящая). На его могиле на Введенском кладбище в Москве и сегодня теплится неугасимая лампада.
на памятнике начертаны слова "Дети, любите храм Божий. Храм Божий - это земное небо".
"Вид Долгоруковской (Новослободской) улицы от Весковского переулка в сторону Бутырок. Изд. Шерер, Набгольц и К. 1910-е гг. Малоэтажная застройка практически не сохранилась до нашего времени. На месте домов, расположенных по правой стороне улицы, ближе к краю изображения, ныне станция метро "Новослободская". В перспективе собор и колокольня Скорбященского монастыря, основанного в 1890 г. княгиней Голицыной на ее земле". (Москва на старинных открытках - М.:Скорпион, 1992)
Вокруг монастыря образовалось новое кладбище, первой на котором была погребена скончавшаяся в 1893 г. монахиня Рафаила. На монастырском погосте были похоронены его основательница княжна А.В.Голицына, адвокат Ф.Н.Плевако, автор известных учебников для гимназий историк Д.И.Иловайский, религиозный мыслитель Н.Ф.Федоров, дрессировщик А.Л. Дуров. Всего к 1920 г. здесь насчитывалось более тысячи захоронений, в том числе с надгробиями, созданными по эскизам В.М.Васнецова. В начале 1930-х гг. кладбище было полностью ликвидировано, памятники порушены, могилы срыты, а территория отдана под детский парк.
Федор Никифорович Плевако (1842-1908) - знаменитый адвокат, судебный оратор и полемист. Известен своей гражданской позицией, обладал даром импровизации, выиграл многие громкие судебные дела, выступал от имени беднейших подзащитных (фабричных рабочих, крестьян).
Был глубоко религиозным человеком, в своих речах постоянно обращался к текстам Священного Писания и творениям святых отцов Церкви.
После закрытия кладбища Скорбященского монастыря останки Ф.Н.Плевако и его супруги были перенесены на Ваганьковское кладбище.
Дмитрий Иванович Иловайский (1832-1920) -
русский историк, общественный деятель и публицист патриотического направления. По учебникам Д.И. Иловайского, последовательного критика норманнской теории происхождения государства российского, учились несколько поколений гимназистов. Его дочь Варвара была первой женой Ивана Владимировича Цветаева. После ее смерти от второго брака родились Марина и Анастасия Цветаевы.
Об Иловайском Марина Цветаева рассказала в мемуарном очерке «Дом у Старого Пимена» (1933): историк жил в приходе храма в Старопименовском переулке. «Это был красавец–старик. Хорошего роста, широкоплечий, в девяносто лет прямей ствола, прямоносый, с косым пробором и кудрями Тургенева и его же прекрасным лбом, из-под которого–ледяные большие проницательные глаза, только на живое глядевшие оловянно».(Цветаева М.И. Дом у Старого Пимена // Наследие Марины Цветаевой).
Скорбященский монастырь был упразднен и закрыт уже в 1918 году. Оставшиеся при ставшим приходским храме Всемилостивого Спаса монахини образовали общину. Работали они в пошивочной артели, которую организовала игумения Нина. Артель разогнали в 1929 году.
В монастыре до закрытия было 265 насельниц (по данным на 1915 год), в 1924 году оставалось около 60 монахинь и послушниц. Известны имена восьми насельниц монастыря, которые пострадали в годы гонений на Церковь Христову. Преподобномученицы послушницы Екатерина Константинова (память 7 / 20 марта), Мария Виноградова (память 4/17 февраля), Анна Ефремова (память 4/17 февраля), подвизавшиеся в монастыре в 1904–1918 годах, были расстреляны и погребены в безвестных могилах на Бутовском полигоне. Прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Здание Собора Всемилостивого Спаса и часовня мон. Рафаилы.
Современное фото (2013 г.)
В разные годы были разрушены все монастырские храмы, кроме соборного, который был закрыт. До наших дней из храмовых зданий сохранились собор Всемилостивого Спаса (он утратил колокольню, пятиглавое завершение и главный вход) и часовня над могилой монахини Рафаилы, сегодня они находятся на территории МГТУ Станкин (Вадковский пер.,1). Главное здание Станкостроительного института стоит на месте дома Голицыных. Уцелело и перестроенное до неузнаваемости здание учебного корпуса.
Сегодня отреставрирована часовня над могилой монахини Рафаилы. На территории парка при раскопках в 2018 году был обнаружен фундамент снесенной церкви Трех Святителей с частью алтарной преграды, а также могила благотворителя и храмоздателя И.Е. Ефимова. Богослужения с середины 1990-х годов совершаются в храме Всемилостивого Спаса, престол был освящен в сохранившемся здании Корпуса мастерских, здесь располагалась также монастырская трапезная («Рукодельный корпус», архитектор С.М. Ильинский, 1909–1911 гг.).
Ежегодно весной у храма проходит традиционная благотворительная ярмарка «Белый цветок».
В феврале 2020 года здание собора было возвращено верующим, началось его восстановление. Весной 2021 года состоялись чины малого освящения придела Двенадцати Апостолов и придела в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница».
Церковь Всемилостивого Спаса в здании трапезного корпуса
Скорбященского монастыря
Топо'ним (от гречского (topos);— место, местность, и (onoma);— имя): — имя собственное, обозначающее название географического объекта или местности.
Представление о состоянии подземного гидротехнического сооружения в 1880-е годы можно составить по свидетельству спускавшегося в неглиненский коллектор В.А.Гиляровского, его статьям о «подземной клоаке под Москвой» и подробном рассказе в книге очерков «Москва и москвичи» (глава «Тайны Неглинки»). Ливни и паводки переполняли коллектор, наводнения были постоянным спутником жителей находившейся в низине Трубной площади и окрестностей. Затопления случались здесь еще в 1960-е гг.
Летописи цит. по: Романюк С.К. По землям московских сёл и слобод. Сущёво. М.: 1998.
Истории храма преподобного Пимена Великого посвящена отдельная страница Сайта (см. О ХРАМЕ).
Монастырь и кладбище обустраивались на территории при пересечении Новослободской улицы с Вадковским переулком и нынешним Сущёвским валом.