ПРЕПОДОБНЫЙ И БОГОНОСНЫЙ ОТЕЦ НАШ
|
«Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие.
Завещанное преподобным Сергием Радонежским, святым «игуменом земли Русской», почитание Святой Троицы стало одной из наиболее глубоких и самобытных черт русской церковности. В старину на Руси возводилось множество храмов и обителей во имя Троицы Живоначальной «чтобы постоянным взиранием на Нее побеждался страх ненавистной розни мира сего». В дореволюционной златоглавой Москве, среди её древних святынь насчитывалось около пятидесяти Троицких церквей. Однако некоторые их них были названы не по посвящению главного Троицкого престола, а по имени святого, во имя которого был освящен один из церковных приделов – два Сергиевских, два Никольских… и два Пименовских храма, старый в Старых Воротниках и новый в Новых Воротниках, что в Сущеве. По милости Божией, под Покровом Пресвятой Богородицы, молитвами преподобного Пимена Великого и под Первосвятительским омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла храм и приход преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках и ныне продолжает свое служение во славу Божию, в лоне Русской Православной Церкви. Начало истории этого храма относится к середине ХVII века. Основание ему было положено в 1658 году, в царствование государя Алексея Михайловича (1645-1676) при Патриархе Никоне (1652-1666). |
Государь Алексей Михайлович |
Патриарх Никон |
Время не сохранило имен основателей храма, однако известно, что построен он был слободой воротников – особого отряда ратных людей, охранявших воротные (т.е. проездные) башни крепостных стен Москвы в XIV-XVII веках.
Воротники были частью постоянного гарнизона крепости и относились к разряду служилых людей «пушкарского чина», т.к. в широкий круг их обязанностей входило обслуживание имевшейся при крепостных воротах артиллерии. Основной же обязанностью воротников было несение постоянной караульной службы у крепостных ворот, запиравшихся на ночь, хранение ключей от них и защита их при нападении врагов, а также выполнение некоторых технических функций, т.к. воротные башни средневековой крепости были весьма сложным инженерным сооружением, требующим определенных технических навыков.
Жили воротники закрытыми слободскими поселениями сначала у башен Кремля, а затем у ворот Белого города, в Земляном городе. Они имели земельные наделы, могли заниматься огородничеством и разными ремеслами, но всегда должны были быть готовы на государеву службу. Вступавший в воротники «приводился к вере» (т.е. к присяге): «Будучи в той воротничьей службе, всякую его государеву службу служить и на карауле стоять, где по наряду указано будет, со своею братиею в равенстве».
«Москва. Ворота Белого Города, XVII в.» Художник А. Васнецов
При государе Алексее Михайловиче «тишайшем» древняя столица переживала бурный рост и развитие. Возводилось множество новых каменных храмов и палат, перестраивались старые церкви, умножались их святыни. Но частые пожары снова и снова опустошали город. Страшной бедой обернулась для Москвы и её жителей эпидемия чумы 1654 года и сопутствовавшие ей пожары. Болезнь унесла жизни многих тысяч москвичей, а огонь уничтожил большую часть деревянного города. Необходимость усиления противопожарных мер с изменением структуры заселения разраставшейся столицы стала к этому времени особенно острой.
По царскому указу бoльшая часть слобод, располагавшихся в густо заселенном Земляном городе, выводилась за его пределы, в ближайшие пригороды. Так, в 1658 году слобода воротников, располагавшаяся между Тверскими и Дмитровскими воротами, переселилась чуть севернее, в старинное окраинное село Сущево, где образовалась Новая Воротниковская слобода. Здесь, в живописном месте, на берегу большого красивого пруда новоселы сразу выстроили себе деревянную церковь с главным престолом во имя Живоначальной Троицы и приделом в честь преподобного Пимена Великого, которого воротники издревле почитали своим Небесным покровителем.
Новая церковь почти в точности повторяла уже имевшуюся у воротников на их прежнем месте старую Троицкую церковь, которая также имела Пименовский придел, и которая (согласно сохранившимся документам) была «перенесена» ими «со старого места», по-видимому от стен Кремля, к Тверским воротам еще в 1493 году (в связи с расширением Кремля и строительством новых кремлевских стен в 1485-1516 гг.). Таким образом, у стражей московских ворот возникло две святыни – два одноименных храма, в просторечии именуемых «Пимен Старый» и «Пимен Новый» – два свидетельства особого почитания этими служилыми людьми великого египетского аввы, наставника монашествующих, учителя смирения и послушания.
В чем же причина такого почитания этого святого московскими воротниками? Когда затеплилась первая лампада в возведенном ими в его честь храме? По мнению многих историков, ответ на эти вопросы следует искать в описаниях трагических событий 1382 года, когда ордынский хан Тохтамыш, после безуспешной трехдневной осады Москвы, укрепленной новой белокаменной крепостной стеной, обманом заставил доверчивых москвичей отворить городские ворота, ворвался с войском в город и полностью разорил его. Уцелели только крепкие, белокаменные крепостные стены и башни. Случилось это, как свидетельствует летопись, 26 августа вечером, в канун дня памяти преподобного Пимена Великого, празднуемого Церковью 27 августа (9 сентября по новому стилю).
Осада Москвы Тохтамышем |
Разорение Москвы Тохтамышем. |
В течение одного года столица была заново отстроена и заселена; видимо к этому времени и относится возведение защитниками московских крепостных ворот первого Пименовского храма у стен Кремля.
Созидание храма Божия есть не только факт истории, но прежде всего факт жизни духовной. Поэтому очевидно, что посвящение преподобному Пимену Великому придела возведенного воротниками храма явилось свидетельством глубокой и неразрывной связи в Церкви всех святых, просиявших от древности до наших дней во всех землях и во всех народах. Верующие люди на Руси всегда любили молиться самым великим и строгим подвижникам древности, светильникам Божиим первых веков христианства, обращаясь к ним за молитвенным предстательством и в радости и в скорби.
Два храма, старый и новый, долго жили рядом, на расстоянии менее одной версты друг от друга, как два духовных брата, старший и младший. Оба были любимы прихожанами, оба неоднократно перестраивались, поновлялись и благоукрашались.
Храм прп. Пимена великого в Старых Воротниках, |
Храм прп. Пимена Великого в Новых Воротниках, |
В 20-30-е годы XX века – годы гонений и богоборчества – «Пимен Старый» разделил судьбу многих московских святынь. В начале 1920-х годов храм был закрыт, а в 1932 г. разрушен. Уцелевший по милости Божией «Пимен Новый» стал его «духовным восприемником».
Новая деревянная Пименовская церковь простояла недолго – сгорела при пожаре 1691 года. По благословению Патриарха Адриана она была выстроена вновь в 1696-1702 гг., но уже в камне, и освящена в 1702 году с теми же престолами – главным Троицким и приделом во имя преподобного Пимена Великого. Архитектурный облик новой каменной церкви был характерен для конца XVII века, периода «московского барокко». Это был простой одноапсидный храм, «восьмерик на четверике», завершенный восьмигранным глухим барабаном с небольшой главкой, с одним южным приделом и трапезной, к которой с запада примыкала невысокая колокольня.
В XVIII столетии, с переводом столицы на берега Невы и с потерей военного значения московских укреплений, воротники стали профессионально невостребованными и оказались на положении обычных городских жителей. Постепенно стал исчезать и слободской уклад с однородным населением. Наиболее предприимчивые из слобожан уходили в вольные торговые промыслы, пополняя купеческое сословие. Так, постепенно прихожанами «Нового Пимена» становились обычные горожане разных сословий – рабочий люд и мещане, «благородные» и купцы, крепостные крестьяне и вольноотпущенные, служащие разных заведений и военные. По данным «Древней Вивлиофики» в 1722 году в приходе насчитывалось 170 домов. Благочестивым попечением состоятельных прихожан храм неоднократно поновлялся, перестраивался и благоукрашался.
В 1760-1770 годы была значительно расширена трапезная. Тогда же была возведена новая колокольня, которая была вновь перестроена во второй половине XIX столетия.
В период с 1796 по 1806 гг. был устроен, а в 1807 г. освящен второй, северный придел во имя Владимирской иконы Божией Матери. О создании этого придела сохранилось благочестивое предание, по которому однажды, на месте строительных работ по расширению трапезной, игравший здесь слепой мальчик прозрел, после того, как поднял с земли какой-то предмет и потер глаза рукой, державшей этот предмет. В руке своей прозревший мальчик увидел высеченную в камне маленькую икону Божией Матери, Её Владимирский образ. Во имя этой иконы и был освящен второй придел в память совершившегося от нее чуда. А иконочка эта долгое время хранилась в храме и еще в начале XX века находилась на специальном аналое за солеей, против иконы преподобного Пимена, среди других святынь храма. Дальнейшая судьба этих святынь и каменной иконки неизвестна. Ясно только, что их исчезновение связано с событиями периода богоборчества.
Так, через посвящение нового придела Владимирской иконе Божией Матери – патрональной иконе града Москвы – в духовной истории Пименовского храма соединились события русской церковной истории конца XIV века. Ровно через 13 лет после упомянутого Тохтамышева разорения Москвы, в тот же день 26 августа (8 сент. н. ст.), но уже 1395 года, произошла встреча московским духовенством во главе со святителем Киприаном чудотворного образа Богородицы, принесенного из Владимира в столицу. Москвичи со страхом ожидали нападения полчищ Тамерлана, готовясь постом и молитвой «встретить гнев Божий в душевной и телесной чистоте».
На этот раз предстательством Заступницы Усердной город был спасен – грозный завоеватель отошел от Москвы в тот самый день и час, когда произошло торжественное «сретение» чудотворной иконы. |
|
Владимирская икона Божией Матери |
|
|
Вскоре после сооружения Владимирского придела храмовая территория была обнесена фундаментальной оградой с воротами, выполненными в барочном стиле (на фото слева). Эта ограда почти полностью сохранилась до наших дней. К северу от храма находился церковный погост.
Во второй половине XIX столетия возникла необходимость значительного расширения храма. В прошении от 16 мая 1879 г., подписанном настоятелем храма протоиереем Александром Никольским (1813-1885), старостой и приходским советом, сообщалось, что церковь «оказывается по числу прихожан весьма тесною». По проекту архитектора Д.А. Гущина, в 1881-1882 гг. были удлинены на восток оба придела, полностью перестроены алтарные апсиды, в результате чего иконостасы всех трех алтарей вышли на одну линию. Были поновлены росписи и внешняя отделка храма, добавлены новые элементы барочного декора в духе позднего XVII века. Фасады церкви получили при этом новое декоративное оформление, выдержанное в духе эклектики, воспроизводящей формы «русского стиля» и «московского барокко». Теперь, по словам современников, когда-то «тесная и довольно мрачная церковь» стала одним из «обширнейших храмов Москвы, отделанных с истинно изящным великолепием».
Освящение расширенного и возобновленного храма было совершено в день памяти преподобного Пимена Великого, 27 августа 1883 года, Высокопреосвященным Иоанникием (Рудневым , † 1900), митрополитом Московским и Коломенским (1882-1891), впоследствии митрополитом Киевским и Галицким. В том же году, 15(28) мая, Священное Таинство Коронования на Царство Русское принял Император Александр III Александрович по окончанию траура по убиенному державному отцу. Памятником этим двум событиям служат необыкновенной красоты священные хоругви, по сей день с благоговением хранимые в Пименовском храме.
Государь Император |
Святитель Иоанникий |
Хоругвь (работа А. Кузьмичева, |
К этому времени при храме уже было открыто приходское Попечительство для помощи бедным, которое «помимо временных пособий неимущим, немалому числу осиротевших семейств выдавало пособия ежемесячно по три, пять, восемь, и при особой нужде более рублей…», как сообщалось в Московских Церковных Ведомостях (1883, № 38).
Через десять лет начался следующий этап строительных работ. По новому, утвержденному в 1892 г. проекту, автором которого был архитектор А.В. Красильников, храм значительно распространялся на запад. Все работы производились на средства жертвователей и прихода. Так, к лету 1893 г. храм был увеличен в длину за счет распространения трапезной на запад, для чего пришлось засыпать пруд. Был перестроен первый ярус колокольни и пристроена паперть с небольшими шатровыми палатками по бокам. В результате приделы стали еще просторнее, а оба восточных столба колокольни оказались внутри храмового пространства.Храм приобрел тот внешний вид и те размеры, которые сохранились до наших дней. Максимальная длина его составила 45 метров, ширина около 27 метров, общая площадь (без солеи и алтаря) около 600 квадратных метров, что позволяет вместить на праздники до 4000 богомольцев.
План-схема храма (2008 г.)
После завершения работ по расширению храма, в 1897 году было начато обновление его внутреннего убранства. Приходской совет во главе с настоятелем, о. Василием Славским (1842-1911) и старостой, купцом С.С.Крашенинниковым, принял решение использовать в качестве образца эскизы росписей Свято-Владимирского Собора в Киеве, выполненных к 1896 г. лучшими мастерами своего времени – В.М. Васнецовым, М.В.Нестеровым, М.А.Врубелем, П.А.Сведомским, В.А.Котарбинским и др. Главная роль в создании храмовой росписи Владимирского собора принадлежала В.М.Васнецову, основоположнику особого «русско-византийского стиля» в живописи.
Идея преемственности русского православия от Византии, включенности русской Церкви в историю Вселенского православия легла в основу программы создания нового внутреннего убранства Пименовского храма. Автором проекта и руководителем работ был назначен признанный мастер «русского модерна», выдающийся архитектор Ф.О.Шехтель (1859-1926).
Обратившись к возможностям византийского стиля, Ф.О.Шехтель создал проект, по которому группой талантливых мастеров (П.А.Баженовым, росписи; И.А.Орловым, резьба; А.Кузмичевым, ризы на иконах; и др.) за десять лет работ был выполнен один из лучших храмовых интерьеров, созданных в Москве на рубеже XIX-XX веков, отличавшийся необыкновенным величием, гармонией и красотой. Таким он, благодарение Богу, сохранился и до наших дней.
Интерьер Пименовского храма, начало ХХ века. (Фото из архива протод. Сергия Голубцова, Синодальная библиотека).
Иконостасы всех трех смежных между собой алтарей были объединены в единый двухъярусный ансамбль, выполненный в византийском стиле из белого итальянского мрамора. При всей своей обширности и нарядности декора, иконостас поражает строгим изяществом и чистотой своих линий. Его великолепная резьба (работа И.А.Орлова) воспроизводит раннехристианскую, византийскую духовную символику. Мраморный декор включает растительный орнамент, пальмовые ветви – символ Царствия Небесного, «Чашу спасения», разные формы креста, хризмы, «альфа и омега», гроздья винограда и побеги виноградной лозы. Арка центрального иконостаса увенчана крестом в виноградной лозе – символом Воскресения Христа и жизни вечной. Бронзовые с позолотой решетчатые Царские Врата, прекрасно гармонирующие с белым мрамором, открывают вид на запрестольные образы росписи алтаря.
Над иконостасом как бы парит огромный величественный Васнецовский образ Царицы Небесной, словно шествующей по облакам с Богомладенцем на руках навстречу молящимся.
Интерьер главного храма (2008 г.)
Стены и своды храма украшают росписи, выдержанные в русско-византийском стиле. Под сводами – 18 сюжетных композиций (включая запрестольные и иконостасные) на евангельские темы; на стенах и столпах – 120 ростовых иконописных образов святых, «человеков Божиих», служивших Господу в земной жизни во имя жизни Небесной. Росписи всех трех алтарей посвящены, в основном, святым первых веков христианства – египетским подвижникам, святителям, преподобным, учителям Церкви и исповедникам веры Христовой. В главном куполе – изображение Спаса Вседержителя (Благословляющего) в окружении хора ангелов. В левой руке Спасителя Евангелие, где золотом горят слова «АЗЪ ЕСМЬ СВЕТЪ МIРУ».
Господь Вседержитель и хор Ангелов (роспись главного купола)
Роспись сводов четверика основного объёма. Паникадила.
"Распятый Бог-Сын". Роспись западной стены главного алтаря (композиция В.М. Васнецова).
Алтарь главного храма. Пасха Христова, 2008 г.
В росписи храма присутствуют и декоративные элементы русско-византийского стиля – растительные узоры и ленточный орнамент, который «поддерживает» живопись, собирает все ее детали воедино. В лентах орнамента – строки из Евангельских текстов и молитвословий.
О «деле спасения нашего» повествуют и живописные композиции на Евангельские темы и образы святых апостолов, мучеников, святителей, преподобных, благоверных князей и святых жен, подвигом веры прошедших чрез дверь храма земного в Святилище вечной Славы Божией. В этих образах – вся история Православия, все порывы духа, ищущего подвига и правды. Живопись храма в целом – и по византийской стилистике, и по сюжетам, и по составу изображений святых – придает его внутреннему убранству величественный, вселенский характер и наполняет его необыкновенной гармонией и красотой.
Благовещение Пресвятой Богородицы.
Освящение обновленного и благоукрашенного храма совершалось поэтапно, по мере выполнения работ. Пименовский придел был освящен 22 января 1900 года. Через семь лет, 27 декабря 1907 года, был освящен главный Троицкий храм и придел в честь Владимирской иконы Божией Матери. Освящение и литургию совершало местное духовенство при большом стечении молящихся.