Лого
 
   

ПИМЕНОВСКИЙ  НЕКРОПОЛЬ

 

Схимонахиня Игнатия (Петровская)
(1903-2004)

Советский учёный фтизиатр, доктор биологических наук, профессор, православный гимнограф, преподаватель Воскресной школы храма преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках, наставник в научных трудах и духовной жизни, схимонахиня.

 

Схимонахиня Игнатия (в миру — Валентина Ильинична Пузик) родилась в Москве
1 февраля (19 января по ст. ст.) 1903 года в семье служащего Киево-Воронежской железной дороги Ильи Яковлевича Пузика и его супруги Екатерины Севастьяновны Абакумцевой. Семья проживала на Мясницкой улице, где и родилась Валентина. Крёстной маленькой Валечки стала младшая сестра «мамы Кати» Александра Севастьяновна Абакумцева. Именно со своей крёстной Валентина и начала посещать свой первый храм — Троицкую домовую церковь при Набилковской богадельне в Протопоповском переулке.

В 1915 году в семье случается большое горе — от туберкулёза умирает глава семейства Илья Яковлевич, и двенадцатилетняя Валя становится главной помощницей матери, на которую легла вся тяжесть обеспечения домашнего быта и содержание семьи (к тому времени родился младший братик Вали — Николай).

Родители придавали большое значение образованию детей, и стараниями «мамы Кати» Валентину и Николая удаётся устроить в коммерческие училища: Валю в Николаевское коммерческое училище, Николая — в Александровское коммерческое училище. Учёба в училище была довольно насыщенной: изучение литературы, естественно-научных предметов, языков, искусства, но самым главным для девочек было общение, которое и способствовало развитию личности, помогая более глубокому изучению предметов и проявлению творческих дарований.

Каждый день по пути из дома в училище и обратно Валентина проходила мимо храма в честь Первоверховных апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице и  вскоре стала регулярно посещать богослужения. В эти годы в храме служил священник Пётр Поспелов, будущий священномученик. Он вёл занятия с детьми, и Валентина получила здесь своё первое послушание — помогать продавать книги духовного содержания. По воспоминаниям матушки Игнатии службы в храме были очень проникновенными, и именно здесь она получила свой первый духовный опыт, Господь коснулся её сердца…

В начале 20-х годов, во время страшного голода, посетившего страну, у храма Петра и Павла было такое огромное скопление голодных и в немощи лежащих от бессилия людей, что сердце юных прихожан храма и их родителей с трудом выдерживало эти бесконечные страдания, они помогали как могли — одевали, утепляли, оказывали помощь и кормили страждущих по мере своих возможностей. Юная Валя и другие подростки каждый день приносили из дома в вёдрах похлёбку, которую прихожане раздавали бездомным.

После окончания училища в 1920 году Валентина Пузик поступает в МГУ на естественное отделение физико-математического факультета, в 1923 году переводится на биологическое отделение, организованное там же. Здесь Валентина знакомится с выдающимся учёным того времени, физиопатологом Владимиром Германовичем Штефко, профессором антропологии Московского Университета. В. Г. Штефко становится учителем Валентины, руководителем её научных работ и антропологических исследований в области туберкулёза и в дальнейшем.

В 1926 году заканчивается учёба Валенитины Пузик в Московском государственном университете, и она продолжает свою научную деятельность под руководством своего учителя в области патоморфологии туберкулёза в Государственном туберкулёзном институте (позднее — Центральный научно-исследовательский институт туберкулёза Академии медицинских наук СССР).

Валентина Ильиничка Пузик за работой в своём родном институте.

В 1943 году Валентина Ильинична Пузик защитила докторскую диссертацию и стала доктором биологических наук.

Это время плодотворных работ и достижений не являлось временем только светской работы, у Валентины Ильиничны была своя высота – духовная. Она была уже монахиней Игнатией в честь священномученика Игнатия Богоносца.

Всё произошло как бы случайно. Ещё в годы учёбы в университете Валентина искала духовную опору для жизни семьи, потерявшей кормильца, и прежде всего это намерение было связано с личными духовными изысканиями. И эта судьбоносная встреча произошла ровно 100 лет назад, в феврале 1924 года. Будучи ещё студенткой, Валентина на день своего Ангела пришла на исповедь в Высоко-Петровский монастырь. Батюшка, к которому она шла по совету своей знакомой, был болен, и Валентина попала на исповедь к архимандриту Агафону (Александру Александровичу Лебедеву, 1884–1938, будущему схиархимандриту Игнатию, прославленному в 2000 г. в лике преподобномученика).

 

Архимандрит Агафон (Лебедев, в схиме Игнатий 1884-1938)

До Высоко-Петровского монастыря отец Агафон был насельником Свято-Смоленской Зосмовой пустыни, которая славилась хранением устава и духовных законов древнего монашества, что выражалось прежде всего в строгом молитвенном богослужении, духовном руководстве под водительством старцев, воспитании духа покаянной молитвы, подробной исповеди, совместном труде братии, бескорыстной любви к ближнему. Здесь царил дух великой простоты…

Зосимову пустынь называли в то время «Второй Оптиной», к духовному наставлению и совету зосимовских старцев обращались о. Павел Флоенский, А.Ф. Лосев; будучи иеромонахом Зосимову пустынь посещал о. Серафим Чичагов (митрополит, священномученик), здесь состоялась первая исповедь после возвращения в Церковь С.Н. Булгакова.

В монастырь на богомолье приезжала преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна, сохранилась ее келья, которую насельники монастыря до сих пор свято хранят.
Пострижеником Свято-Смоленской Зосимовой Пустыни был епископ Варфоломей (Ремов, в будущем архиепископ Сергиевский, 1888-1935), который как настоятель Высоко-Петровского монастыря принял зосимовскую братию под покров обители.

Архимандрит Агафон стал духовным отцом Валентины и с этого момента у молодой студентки начались свои, очень особенные духовные «университеты». Наряду со светской работой она постигала практику духовной жизни, совершенствуясь в молитве, готовясь к длительной исповеди, которая была не только откровением о совершённых деяниях, но и откровением мысли, движения сердца, это было откровением всего человека. Это означало полное раскрытие перед Богом своего внутреннего мира.

Вокруг старца Агафона стала складываться духовная семья. Как тоненькие ручейки в эту полноводную реку стали стекаться молодые души, юноши и девушки, Начались первые тайные монашеские постриги. По воспоминаниям самой матушки Игнатии монастырь стал «пустынью в столице».

В июне 1928 года Валентина принимает тайный постриг в рясофор (об этом не знала даже ее мама, которая тоже была членом общины) с именем Варсонофия в честь святителя Варсонофия Казанского. Постриг совершил ее духовный отец на дому у старшей духовной сестры братства в маленьком чердачном помещении, которое батюшка и сёстры называли «скитом».

Постриг в мантию Валентина приняла уже после гибели своего духовного отца, почившего в лагерном лазарете далёкой чувашской колонии под Алатырем в 1938 году 11 сентября (29 августа по ст. ст.), в Воскресенье на день Усекновения главы Иоанна Предтечи (день памяти прмч. Игнатия 12 сентября).

2 января 1939 года (в день Ангела о. Игнатия) Валентина приняла постриг в мантию от руки другого зосимовского старца архимандрита Зосимы (Нилова). Имя в мантии Валентине было дано в честь духовного покровителя о. Игнатия священномученика Игнатия Богоносца.

Исполняя благословение своего духовного отца, Валентина Ильинична Пузик, уже монахиня Игнатия, доктор биологических наук, продолжает работать в институте туберкулеза заведующей лабораторией патоморфологии, понимая и исполняя это как монашеское послушание, выполняя работу в высшей степени профессионально, применяя все свои интеллектуальные, профессиональные, духовные силы.

По благословению о. Игнатия матушка заботилась о членах общины, которые остались без работы, без средств к существованию и принимала сестёр (после войны братьев в общине не осталось) на работу в лабораторию. Они не афишировали своей церковности, принадлежность к монашеству, главным принципом общения со всеми ближними и дальними была доброжелательность, открытость в общении, заповедь о любви к Богу и ближнему. Для Валентины Ильиничны все её сотрудники независимо от того, были ли они верующими или неверующими, стали одной семьёй. Валентина Ильинична заботилась и об интеллектуальном развитии, расширении кругозора своих подопечных, рассказывая об искусстве, знакомя с интересными книгами светского (не все были верующими), но высоконравственного содержания, затрагивающие и основы человеческого бытия. Многие сотрудники стали верующими и церковными людьми, некоторые приняли монашество.

Научная деятельность Валентины Ильиничны Пузик была очень плодотворна, она написала восемь монографий, более 250 научных статей, признана как учёный на российском и международном уровне — была приглашена  для чтения лекций во Франции в Институт Пастера, читала лекции и участвовала в научных конференциях в Италии и других странах Европы.

Валентина Ильинична воспитала плеяду научных последователей, под её руководством были подготовлены и защищены 22 докторские и 47 кандидатских диссертаций, фактически она стала основателем новой школы патологов-фтизиатров, которые работали на всей территории Советского Союза, и Валентина Ильинична часто навещала их с научной целью — участвовать в конференциях, докладах, помочь в исследовательской работе.

В 1947 году Валентина Ильинична была удостоена звания профессора, за свою плодотворную работу — звания заслуженный работник медицины, имеет знаки отличия и государственные награды: ордена и медали.

1945 год открывает ещё одну страницу творческой одарённости матушки Игнатии: она начинает писать труды  духовного содержания и собственно сами духовные сочинения, став гимнографом Русской Православной Церкви. Ею написано более 10 служб русским святым и Соборам святых, в частности, в богослужебный обиход вошли службы святителю Игнатию Брянчанинову, патриарху Иову, благоверному князю Димитрию Донскому, преподобному Зосиме Верховскому и другим святым. Схимонахиней Игнатией написаны статьи по православной гимнографии.

По окончании светской работы Валентина Ильинична неустанно продолжает трудиться на духовном поприще, продолжая сохранять традиции монашеской общины (многие сёстры ещё были живы), продолжая подвиг непрестанной молитвы, помощи ближним, не оставляет без утешения и совета приходящих к ней людей, просвещая в свете Божьем страждущие души.

С приходом в наш храм настоятелем протоиерея Николая Петрова матушка Игнатия, ранее много лет знавшая его, становится прихожанкой нашего храма и преподавателем Воскресной школы. Какая радость засветилась в душах детишек, которые занимались у матушки, они выражали свои устремления всегда искренне и открыто: «Вот к этой бабушке мы будем ходить!» Так непосредственно они чувствовали любовь, которая изливалась на них, а матушка пестовала их, просвещала и таким простым языком говорила о серьёзных вещах на своих занятиях. Темы занятий касались Ветхого и Нового Заветов, правил вхождения и поведения в церкви, матушка рассказывала о Крестном Знамении, церковных праздниках, православном богослужении, служении Апостолов и подвижников благочестия.
Почти в столетнем возрасте матушка Игнатия дала свой последний урок в Воскресной школе.

Матушка Игнатия на занятиях в Воскресной школе
нашего храма, 2003 год (старшая группа)

24 апреля 2003 года монахиня Игнатия была пострижена в великую схиму с именем Игнатия в честь своего духовного отца, преподобномученика Игнатия (Лебедева), прославленного в лике святых в 2000 году. Постриг совершили отцы Высоко-Петровского монастыря игумен Петр (Пиголь) и священник Игорь Киреев.

Последний год жизни Матушки был непростым: серьёзная болезнь, практически полная слепота, но ее внутренний свет был неугасим, и молитва не прекращалась…Мы уже дежурили у её постели, но Господь закрывал сердце и мы не чувствовали ее скорого ухода.
В воскресенье, 29 августа 2004 года, схимонахиня Игнатия (Пузик) отошла ко Господу. И как символично было единство духовного отца и духовной дочери даже в дне и дате кончины — в Воскресенье 29 августа по старому стилю отошёл ко Господу горячо любимый Батюшка, от которого матушка приняла постриг и прожила в монашестве 76 лет.

Они оба были подданными Российской Империи и, сохраняя аскетические традиции древнего монашества в монашестве «без стен и одежды» в трагические для России времена, молились о своей Родине, как и их предшественники, сохраняя свечу горящей.

В эти дни, когда мы освятили в нашем храме икону святых Царственных Страстотерпцев, вспомним, что свой земной путь духовный отец схимонахини Игнатии прмч. Игнатий (Лебедев) окончил в Чувашской колонии под Алатырем, где в память об ушедших воздвигнут храм в честь Царственных Страстотерпцев.

 

C:\Users\Asus\Downloads\IMG-20230912-WA0011.jpg

Ежегодное  паломничество на место кончины старца Игнатия (Лебедева)

В этом храме возносятся не только личные молитвы, но и молитвы о нашем храме и прихожанах, как преемниках духовных традиций Свято-Смоленской Зосимовой пустыни, переданных нам схимонахиней Игнатией.

 

 

C:\Users\Asus\Downloads\Рабочий стло 25.01.2018\фотографии\DCIM\101MSDCF\DSC00717.JPG

 

Низкий поклон гражданам Российской Империи,
положившим жизнь за Веру и Отечество
(Поклонный Крест на месте Колонии в Чувашии)

Н.В. Ревзина
АРХИВ  ХРАМА
01.02.2024

Дизайн и разработка ©  2012 - SNG-STM